ТЕМА: «Путешествие с Буратино в волшебный мир звуков»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить понятия «звук-буква»;
- закрепить умение различать гласные-согласные звуки;
- выделять ударный звук в слове;
-упражнять в дифференциации согласных звуков: твердые - мягкие, глухие - звонкие;
-проводить звукослоговой анализ и синтез слов;
-преобразовывать слоги в слова, читать их;
-обучать составлению предложений с опорой на схему и опорные слова;
-коррекция оптической дисграфии: моделирование буквы Б, допечатать недостающие элементы букв.
Коррекционно-развивающие:
-развитие речевого слуха, внимания, мышления (в т.ч. вербально– логического),
-зрительной памяти, мелкой моторики, эмоций.
Коррекционно-воспитательные :
-воспитывать мотивацию к обучению через межличностные отношения (ребенок-педагог).
Предварительная работа:
создание «Музея букв»; знакомство со схемой предложения.
Демонстрационный материал:
кукла Буратино, книга «Приключения Буратино» А.Толстой, макеты букв, шапочки «Живые звуки»,мяч, указка, магниты, маркер,«Звуковые домики», схема описания буквы, буква Б из «Веселой азбуки», полоска-слово КНИГА, ,
Раздаточный материал:
кассы букв, звуковые сигналы(кружки красного, синего и зеленого цвета),индивидуальные тетради (слова со сломанными буквами), простые карандаши, ластики, бумажные коврики, материал для моделирования букв: бусинки, фасоль, семечки, ракушки, счетные палочки , проволока.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Логопед: Ребята, что бы узнать, кто к нам сегодня в гости пришел, необходимо закончить стихотворение:
Это что, за очень странный,
Человечек деревянный.
И на земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
Появляется игрушка Буратино.
Логопед: Ребята, как вы думаете, что связывает нас с этим сказочным героем?
Почему Буратино захотелось у нас побывать?
Ответы детей: Так называется наша группа. Он хочет подготовиться к школе.
Логопед: Поможем Буратино вместе с нами подготовиться к школе.
II.Основная часть:
Помогите Буратино отгадать загадку:
33 родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.(Буквы). Да, это буквы.
Логопед: Предлагаю отправиться в «Музей букв». Нас окружают макеты букв, которые ребята вместе с родителями выполнили из различных материалов и составили коллажи о них. Отлично поработали!
Логопед: а Буратино не знает, что такое буква? Давайте расскажем.
Дети: Букву мы печатаем и видим.
Логопед: Ребята, от Буратино я слышала что-то непонятное : [А,М,Т,Ф,….]
Как вы думаете, что это?
-Дети: Буратино произносил звуки.
-А что такое звук?
Дети: Звук мы произносим и слышим.
Логопед: А все ли звуки одинаково произносятся? Нет.
.Логопед: Какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
А кто знает, чем они отличаются?
Ответы детей: Гласные можно пропеть голосом, нет преград во рту.
Предлагаю исполнить «Танец гласных звуков»
[А]- рот пошире открываем, руки кверху поднимаем.
[У]- губы трубочкой тяну, руки вперед.
[И]-рот улыбается, руки в стороны раздвигаются.
[О]-губы дружно округляем, руки кверху поднимаем, соединяем.
[Э]-рот немножко мы сужаем, руки в стороны опускаем.
[Ы]-руки вниз опускаем, рот закрываем.
Логопед: Отлично! Что мы пропели? ( Гласные звуки).
Логопед: Буратино просит нас пропеть согласные звуки. Попробуем?
Дети: Их нельзя пропеть.
Логопед: А что мешает? Губы, зубы, язык.
Дружат ли между собой гласные и согласные?
Логопед: Давайте проверим, поиграем в игру «Живые звуки».
У нас есть «Шапочки-звуки». Мы будем их надевать и превращаться в звуки.
Логопед: Гоша, повернись и в звук [ К] превратись!
Ярослав, становись и в звук [О] превратись!
К звуку [К] пришел в гости звук [О].
Что получилось, когда сложили два звука вместе? Читаем – КО. Это слог.
Лиза, повернись, в звук [Т] превратись и к слогу КО присоединись.
Логопед: читаем, что получилось? КОТ. Был слог, а стало? – слово.
А если заменить гласный звук [О] на [ И]: читаем КИТ.
Логопед: назовите первый звук в слове КОТ и КИТ. Чем они отличаются?
Дети: звук [К] был твердый, а стал? -мягкий.
Предлагаю научить Буратино различать твердые- мягкие согласные звуки.
Игра «Камень-подушка».
Если в слоге слышится твердый звук, то лицо у нас сердитое и «бросаем камень»-имитируем движения руками, а если мягкий звук - нежно улыбаемся и» под ушко подкладываем мягкую подушку» : ти- мы- до- ля и т.д. Согласные звуки звучат одинаково или нет? По- разному: звонко и глухо.
Бывают звонкие и глухие. Если мы произносим звук и горлышко не работает ,а только шум, то это? (глухой звук).А если добавляем голос, то это? (звонкий звук).
Игра с мячом «Голос включай - слово изменяй»
Я бросаю мяч и называю слово с глухим звуком, а дети голос включают и со звонким звуком называют:
Пас-бас почка-бочка пашня-башня
Суп-зуб сайка-зайка лиса-Лиза
Код-год колос-голос тачка-дачка
Логопед: Молодцы! Я думаю, Буратино запомнил, какие бывают звуки.
Предлагаю поработать за столами. Буратино нам принес подарок с загадкой:
Не дерево, а с листами
Не рубашка, а сшита
Не радио, а говорит? (Книга)
Эта книга называется «Приключения Буратино».Написал ее Алексей Толстой.
Буратино дарит нам книгу, и мы с вами будем ее читать. Книгу я убрала, от нее осталось слово. Новый элемент: ребята, слово может заменить какой-то предмет.
Выставляю полоску-слово КНИГА.
Давайте выполним звукослоговой анализ этого слова. Берем звуки-символы.
Дети называют каждый звук и дают характеристику, выкладывают из кружков слово.
Логопед: Сколько всех звуков? Сколько гласных? Согласных? Сколько твердых согласных? Мягких? Каких звуков больше гласных или согласных?
Определите ударный гласный звук.
Давайте слово КНИГА прохлопаем, прошагаем. Что мы определили?
Дети: в слове КНИ- ГА два слога. Какое правило знаем:
сколько в слове гласных звуков, столько и слогов (повторяют 2-3 ребенка).
У Буратино были напечатаны слова, которые он часто употреблял. Но части букв стерлись. Давайте восстановим эти буквы - допечатаем их. Затем прочитаем, каждый у себя и на доске: ПАПА, НОС, АЗБУКА.
С каждым словом предлагаю составить предложение, опираясь на схему.
( _ __ __ __. У Буратино длинный нос.)
Логопед: сколько слов в предложении? Назовите 1-е,2-е,3-е,4-е слово.
Отгадайте, о какой букве я говорю:
Надвинув кепку, выпятив живот,
Эта буква в алфавите за буквой А идет
Логопед: А почему Б, его любимая буква?
Дети: Имя начинается на эту букву.
Логопед: Схему описания буквы рассмотрим:
Какой звук обозначает?
Из каких элементов состоит?
Куда смотрит?
На что похожа?
С помощью ИКТ проследим за направление буквы, прорисуем в воздухе.
Предлагаю для Буратино сделать сюрприз : из разных материалов выложить его любимую букву на коврике
III.Итог: Буратино любуется работами детей. Ребята! Вы хорошо поработали!
Наш музей пополниться еще одной буквой Б.
Буратино хочет знать, что вам больше всего понравилось на занятии, выслушивает и дарит шоколадный сувенир-сольдо (так назывались деньги в те времена).
Литература:
- Кузнецова Е.В., Тихонова И..А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: Владос, 1998.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.-С.-Пб: Детство-Пресс, 2006.