Пояснительная записка
Одна из главных задач взрослых воспитание у детей положительного отношения к русским обычаям, традициям и народному творчеству. Практика работы показала: чтобы полюбить и узнать народное творчество, нужно заинтересовать им детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают всесторонне развить ребенка и подготовить его к жизненной позиции. Сейчас по телевизору мало идет программ о традициях и народном творчестве в стране. В детском саду педагоги приобщают дошкольников, так как приобщение к русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.
Мы бережно относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достояний. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки - эта народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что к нам пришло из глубины веков мы называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное, и вечное.
Для работы над этой темой мы поставили следующие задачи:
- Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
- Развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образов в мимике, жестах.
- Повышения в душе каждого дошкольника интерес к русскому народному творчеству.
- Обогащения словаря. В нашей работе используются следующие виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте правде, храбрости, трудолюбие, верности. При знакомстве с поговорками, загадками, сказками дети приобщаются к народным ценностям.
Дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает зло, и поэтому мы стараемся учить их быть добрыми, смелыми, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Дети с удовольствием слушают потешки, прибаутки, сказки играют в народные игры. В группе есть библиотека. В ней есть книги с потешками, сказками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности: кукольный, настольный, пальчиковый театр, на фланелеграфе по русским народным сказкам Собраны альбомы с различной тематикой. Уголок, который посвящен нашему городу, нашей стране. Знакомство с народным творчеством (городетским, гжелью, хохломской, жестовской, с росписью матрешек позволяет приобщать детей к нашим традициям и культуре. Нашей задачей является воспитать доброго, честного, любящего свою страну человека.
Программное содержание.
- Расширять и углублять представление детей о нашей стране, о традициях славянского народа, о крещении Руси.
- Продолжать совершенствовать у детей все стороны речи, учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей.
- Воспитывать у детей интерес и любви к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, с историей русского народа, с народными умельцами и их промыслами.
- Активизация и обогащение словаря: славяне, молодцы, богатыри, предки, изба, князь, княжество, церковь – дом Божий, христианство, дружина, Святая Русь, Родина, гжель, хохлома, русская матрешка.
Подготовительная работа.
Беседы на тему «Наши предки – славяне», чтение былин, рассматривание иллюстраций к былинам, разучивание стихов, пословиц и поговорок, знакомство с богатырями Руси.
Материал
Портреты полководцев, хохломская посуда, гжель, матрешки, мяч, диск с записями музыки.
Ход занятия
Звучит куплет песни Юрия Антонова «Родная сторона»
Дети входят и выстраиваются вкруг.
Воспитатель: Ребята, какую хорошую песню мы сейчас услышали.
О чем она?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, как называется, наша страна?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Россия – это наша Родина. Что означает слово Родина?
Дети: (ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Я узнал, что у меня есть огромная семья,
И тропинка и, лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое, это все мое Родное,
Слышишь песенку ручья – это Родина моя,
Детский сад, мои друзья - это Родина моя,
Всех люблю на свете я - это Родина моя.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая страна, в ней много городов, сел, деревень. Но давным-давно на нашей земле жили славяне. Славяне были нашими предками. Это - славный, достойный, гордый, красивый, храбрый народ.
Воспитатель: Кто может сказать, что означает слово наши предки?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Славяне это еще и трудолюбивый народ, который занимался разными промыслами. Умельцы делали посуду, игрушки и расписывали ее. Посмотрите, какая красивая деревянная посуда!
(воспитатель показывает посуду)
В народе ее называют хохломской. А почему, нам расскажет Даниил.
Рассказ ребенка: Много лет назад в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой. На посуде изображали растения, ягоды, плоды, птиц. Для росписи использовали красный, черный, зеленый, коричневый цвет. Умельцы рисунок покрывали лаком. Вот и зовут по сей день посуду хохломской.
Воспитатель: А вот красивая посуда, сделанная из фарфора. Коля, расскажи, что ты знаешь про эту посуду?
Рассказ ребенка: Это – гжель. Гжель – это роспись синей краской на посуде по белому фону. Мастера на ней изображали птиц, животных и людей. Этому русскому промыслу много лет. Он родился в местности Гжель около Москвы.
Воспитатель: Эту игрушку вы все прекрасно знаете. Это русская матрешка.
Рассказ ребенка: Матрешка – настоящая красавица, румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Делают матрешку из традиционного дерева липа. Но главное, это кукла с секретом. Внутри ее прячутся веселые сестрички.
Стихотворение рассказывает ребенок:
Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах.
На столе у нас живут, всех матрешками зовут.
Проводится физкультминутка.
Дети водят хоровод с песней «Во поле береза стояла…»
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Дети передают мяч друг другу, и называю русскую народную пословицу.
Пословицы:
Кто смел – тот и на коня сел.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
В камень стрелять – только стрелы терять.
Бой отвагу любит.
Труд человека кормит – лень портит.
Работай до поту – так и поесть в охоту.
Кто труда не боится – того и лень сторонится.
Славяне строили свои поселения на холмах. Это было необходимо для самообороны. У славян было много врагов. Враги опустошали землю и разоряли жилища. Но славяне храбро оборонялись и строили новые дома. На Руси были такие богатыри – защитники как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дмитрий Донской, Александр Невский. Каждый князь имел свою дружину. Дружина – это группа воинов, защищавших свой народ от врагов.
Звучат колокола.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас услышали?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Где можно услышать звон колоколов?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Церковь – Дом Божий. Много лет назад князь Владимир решил принять христианскую веру. Он крестился сам и велел креститься русскому народу. И с тех пор русские люди стали христианами, а Русь называют - Святая Русь. Христианская вера много раз спасала русских людей от погибели.
В старину у русских воинов был девиз: «Кто пришел к нам с мечем, тот от меча и погибнет»
Дети: Слава, слава родной Руси, не скакать врагам по нашей земле, не топтать их конями землю русскую.
Воспитатель: Ребята, как звали наших предков на Руси?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какую посуду и игрушки изготовляли умельцы на Руси?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Как звали князя, который принял христианскую веру и крестил всю Русь?
Дети: (ответы детей)
Список литературы
- Куцакова Л. Чудесная Гжель: учебное издание. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Крупин В. Князь Владимир Красное Солнышко. М.: Синтагма, 2013.
- Дмитриева В.Г. Стихи, песенки, загадки, считалки, поговорки, потешки: для детей от 3 до 7 лет. М.: АСТ, 2012.
- Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Вече, 2013.