Тема урока: Чувство Родины
УУД: - личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, народы Крыма и формирование национальной принадлежности; развитие доброжелательности; умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна».
- метапредметные: готовность слушать собеседника; готовность признать различные точки зрения;
- предметные: знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности «родное», «род», «Родина», «Отчизна».
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, музыка, математика, литературное чтение.
Оборудование: учебник по ОРКСЭ А.И.Шамшурина «Основы светской этики» 4 класс, «Словарь современного русского языка» Ожегова, «Универсальный словарь», карточки с пословицами, аудиозапись с песней «Наш край», видеоролик «С чего начинается Родина», видеоролик для физкультминутки, презентация, солнышко, пазлы.
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.
- Доброе утро! Скажите, вы любите ходить в гости?... А как обычно гостей встречают?... Я сегодня в гостях у вас, и мне хотелось, чтобы мы встретили друг друга улыбкой.
(слайд с солнышком, дети в парах передают солнышко , затем ставим солнышко в подставку на стол).
2. Проверка домашнего задания.
- Скоро приближаются новогодние праздники, мы будем ходить друг к другу в гости и дарить подарки. А какие подарки вы приготовили дома?
(на доске слайд с подарками, от каждой группы выступает один представитель, если заданий будет много, предлагаем оформить выставку в классе или передать в качестве подарка четвероклассникам моей школы)
- Молодцы! Мне очень понравились ваши подарки! Скажите, а ваши рассказы, рисунки, стихотворения о чём? Как назвать эти предметы одним словом?
(природа, на экране слайд с видом природы)
3. Путешествие по станциям.
А) Определение темы и цели урока.
- Скажите, а вам хотелось бы сходить в поход, попутешествовать? … Тогда сегодня мы отправляемся в путешествие по станциям! И первая станция – МУЗЫКАЛЬНАЯ.
(слайд)
- Когда на прошлом уроке вы рассказывали, как вы любите природу, как вы будете беречь её, мне нравились ваши высказывания, и я сидела на уроке и улыбалась, мне хотелось пропеть песню со словами «У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать!»И я решила сегодня предложить вам прослушать песню моего детства, которая дорога сердцу каждого русского человека, песню из кинофильма «Щит и меч».
( видеоролик «С чего начинается Родина»)
- Скажите, о чём эта песня? … Молодцы, внимательно слушали, вижу, что уроки музыки не проходят для вас даром. Тогда я предлагаю вам задание потруднее.
( слайд МАТЕМАТИЧЕСКАЯ)
- Некоторые из вас могут удивиться: при чём тут математика?! А вот сейчас вы сами докажете, что и математика, и окружающий мир , и светская этика тесно взаимосвязаны! Посмотрите на задание в ваших папках и решите данное выражение
( на доске и в папках «выражение», записанное с помощью метода «Интрига»
ПРИРОДА – ПРИ – И А + ЭТИКА – ЭТ – КА + НА = ?)
- Какое слово вы получили в ответе? (родина). Молодцы, правильно, проверим с помощью ребусов(слайд с ребусами ). Давайте вспомним, о чём была прослушанная нами песня?... Какие слова были в ребусе?... Тогда сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока! … А как вы думаете, зачем вам предлагают эту тему? Как вы думаете, чему вы сможете научиться, познакомившись с темой «Чувство Родины»?.... Молодцы! Продолжаем тогда наше путешествие!
Б) Изучение нового материала.
(слайд УГАДАЙ – КА)
- Возьмите второе задание в папках. Вам нужно соединить части пословиц. Первый и третий ряд работает в группах, а второй ( средний) ряд работает в парах.
( читаем по одной пословице из каждой группы) Молодцы!
В) Работа с учебником.
- А теперь станция ЛИТЕРАТУРНАЯ. Откройте учебник на странице 57. В вашей книге помещены прекрасные стихотворения о Родине. Я прошу вашего разрешения первое стихотворение Евгения Евтушенко прочитать самой.
(слайд с портретом Евгения Евтушенко, учитель читает, дети следят)
- Какие слова поэта легли вам на душу, понравились, какие слова вы взяли с собой в будущую жизнь? …
- Второе стихотворение я предлагаю приготовить для выразительного чтения. Но задание будет по группам – 1-ое, 2-ое, 3-ое, 4-ое четверостишие готовят 1-ая, 2-ая, 5-ая, 6-ая группы. А 5-ое четверостишие готовят 3-я и 4-ая группа.
( после подготовки дети читают выразительно свои четверостишия)
- Что для автора является Родиной? …
- ПОКАЗАТЬ КНИГИ РАЗДОЛЬНЕНСКИХ АВТОРОВ.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (видеоролик)
- У нас было индивидуальное задание: найти в словарях значение слова РОДИНА.
(ответы двух детей)
- А что для вас является Родиной? …
( подвести к ответу: Россия, Крым, Раздольное)
- Я вам предлагаю интересное задание – собрать пазл и узнать уголок своей родины.
(Кремль, Симферопольская башня с часами на ж-д вокзале, площадь в пгт.Раздольное, скульптура лебедей около Дома культуры в пгт.Раздольное)
(на экране слайды с данными местами)
Г) - Продолжаем путешествовать. Станция ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ (слайд).
- Подберите однокоренные слова к слову Родина. …
- Найдите корень. (род).
- Подберите синонимы к этому слову. …
- А можно ли сказать, что для каждого человека Родина начинается с семьи? …
(слайд с ребусом)
- А почему «семья» это семь Я? …
(слайд с членами семьи)
5. Закрепление материала.
А) Отгадывание девиза урока с помощью метода «Шифровальщики».
(на экране надпись: ЬМЗОКЩЕИРШОЩКЖИТЬЖДВМЬ-ТИЫЩКРОДИНЕЫТПКШЕГРСЛУЖИТЬЗУКОП – ЖИТЬ-РОДИНЕ СЛУЖИТЬ)
- Скажите, подтвердились ли ваши мысли в начале урока о целесообразности данного урока, о важности этой темы для вашей будущей жизни?
- Что означает этот девиз?
Б) Работа в тетрадях. Составление сенкана.
(слайд с правилами составления сенкана)
РОДИНА
РОДНАЯ, ЛЮБИМАЯ, КРАСИВАЯ
ЛЮБИТ, ХРАНИТ, ОБЕРЕГАЕТ
ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ
6. Домашнее задание (дифференцированное)
- стр.56-59, найдите пословицы о Родине,
- Творческое задание - найдите фотографии или сфотографируйте сами свой посёлок,
- По желанию – выучить стихотворение
7. Рефлексия. Как вы оцените сегодня свою работу?
Составление коллажа «Родина».
Эмоциональное окончание урока – просмотр презентации «Моя Родина» (фото Крыма, Раздольного) на фоне песни «Наш край» Д.Кабалевского.