Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, так называемый «портрет выпускника основной школы», включающий в себя следующие характеристики:
- готовый к саморазвитию и самоопределению
- уважающий свой народ и культуру
- осознающий ценности человеческой жизни, семьи, общества
- активно познающий мир
- осознающий важность образования, умеющий применять ЗНУ на практике
- социально активный, уважающий закон и порядок
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог
- выполняющий правила здорового образа жизни
- понимающий значение профессиональной деятельности
Языковая среда, сформированная в нашей гимназии, позволяет достичь определенных результатов в развитии личности посредством разнообразных видов урочной и внеурочной деятельности.
Давайте рассмотрим что из себя представляет эта среда, какие виды деятельности и какие в итоге мы получаем результаты.
Полилингвистическое (многоязычное) пространство включает в себя:
- Русский язык (родной)
- Английский язык (со 2 класса)
- Французский или немецкий язык (с 5 класса)
- Технология. Основы перевода (с 9 класса)
- Историческое страноведение (с 9 класса)
- Английская и американская литература (с 9 класса)
- Туризм, общение с носителями языка
- Обучение за рубежом
- Внешняя экспертиза
Не будем отрицать влияние социума: средств массовой информации, технических возможностей, массовой культуры и т.д. Таким образом, наше языковое пространство выходит далеко за рамки гимназии.
Рассмотрим поэтапное развитие личности наших учащихся в языковом пространстве.
С первыми словами Hello на подготовительных курсах для 6-леток начинается знакомство с новой иноязычной культурой и возникает необходимость адаптации к новым произносительным условиям в ходе массированной фонетической подготовки. Зарождается уважение к новому языку и осознание важности языковой аккуратности.
В начальной школе преобладают репродуктивные виды деятельности, направленные на многократное повторение материала с целью запоминания. Преобладают задания типа: «Послушай и повтори». Закладываются социально-культурные навыки работы в группе, снимается психологический барьер, начинается самостоятельное применение разученных фраз.
В средней школе закладываются основы продуктивных видов деятельности, умение интерпретировать и свободно применять освоенный материал. Формируются основы коммуникативной культуры: умение вести диалог, диспутировать и рассуждать на определенную тему, выражать собственное мнение. Происходит самоопределение и осознание собственных возможностей.
В старшем звене закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, происходит систематизация, анализ и творческое применение знаний лексико – грамматического материала. Появляется психологическая уверенность и беглость спонтанной речи, интонационное оформление и эмоциональная окрашенность высказываний. Оттачивается умение мыслить взвешенно, осознанно, сформулировать свою позицию, отражая свое мировоззрение и духовные ценности и, соблюдая речевой этикет, выразить согласие, несогласие, сомнение, переспросить, выдвинуть предположение или предложение, т.е. умение в результате конструктивной беседы приходить к совместному решению, подтверждая готовность к продолжению диалога.
Таким образом, коммуникативные навыки являются как целью, так и средством, базисом, основополагающим элементом в изучении языков.
Виды деятельности с информационными потоками включают в себя: аудирование музыкальных и телевизионных каналов MTV, BBC Channel, World News, просмотр видеосюжетов и фильмов, работу с компакт - диском и CD-rom к учебнику; чтение и перевод текстов различных жанров, справочной литературы, журнальной статьи, рекламы; говорение (диалог и монолог); написание различных видов письма: деловое, неформальное, жалоба, запрос информации, эссе сочинение, доклад, сообщение, электронное письмо.
Приведу несколько примеров, и вы поймете, какие качества они развивают.
Наш традиционный фестиваль иностранной песни помимо развития языковых навыков прививает вкус, формирует умение вести себя на сцене, находить компромиссы, усмирять свои амбиции, договариваться, уступать тому, у кого лучше получается, не прячась за спины других.
Ежегодные рождественские проекты и конкурсы «валентинок» выявляют творческий потенциал и формируют умение радоваться за тех, у кого получилось лучше и стремление в следующий раз создать что-то оригинальное и удивительное.
Наши учителя проводят 8 марта, День Святого Валентина, Масленицу, День благодарения на английском языке. Эти мероприятия заставляют задуматься о сути праздников, истории их возникновения и подумать о тех, к кому обращены поздравления, относиться к традициям с особым уважением, а не поздравлять по привычке.
Невероятные темы, проблемы и необычные повороты в их исследовании и лучшие качества детей: стрессоустойчивость, стремление к победе и перфекционизму проявляются на научно-практических конференциях. Только вслушайтесь в названия некоторых проектов:
«Социальная реклама – проблема или решение проблемы?»
«Необычные световые явления»
«Энергия будущего»
«Празднование дня матери в Великобритании, Америке и России»
«Патриотические символы США (и аналогия с символами России)»
«Влияние изменения климата на жизнь животных»
Старшеклассники приняли успешное участие в международном проекте «Одиссея 2050», идеей которого было привлечь внимание молодежи и подростков к экологическим проблемам. Подобные проекты прививают стремление к здоровому образу жизни и экологическую культуру.
Уроки исторического страноведения и английской литературы способствуют развитию эстетического сознания через освоение культурно – исторического наследия, активизируют применение материала уроков истории и мировой художественной культуры.
Формулировка тем по предмету «Основы переводческой деятельности объясняет суть изучаемого материала на английском языке:
«Карьера»
«Резюме и самопрезентация»
«Культура труда»
«Этика взаимоотношений в трудовом коллективе»
«Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями человека».
Несомненно, в комплексе они способствуют освоению социальных норм и правил поведения
Ежегодное участие команды наших старшеклассников в городском конкурсе знатоков страноведения формирует у них все большую ответственность не только за себя и за команду, а за всю гимназию, которую они представляют.
Личностные требования к результату освоения программы включают в себя 11 разделов. Только на примере одного – п.4 раздела 9 мы проследили какие качества формируются в у учащихся в языковой среде. Он содержит следующие характеристики:
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции; традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с людьми и достигать взаимопонимания.
В итоге мы имеем следующий позитивный результат, в наших выпускниках формируются следующие личностные качества:
- Организованность, концентрация внимания
- Аккуратность в выборе средств общения
- Самостоятельность мыслительной деятельности
- Умение слушать и слышать собеседника
- Потребность обращения к оригиналу или первоисточнику
- Терпимость
- Умение мыслить на иностранном языке
- Удовольствие от продукта своей коммуникативной деятельности
Условиями достижения высоких результатов мои коллеги считают следующие:
- интеграция и кооперация, тесное взаимодействие и сотрудничество
- преемственность, единые требования и критерии оценивания
- поддержание многолетних традиций
- четкая организация взаимодействия
- осознание единой общей задачи и нацеленность на конечный результат.
Все вышеназванные аспекты вырабатываются с годами и тесно переплетаются с главным - коммуникативным принципом:
Закончу маленьким, но емким четверостишьем, переведенным с английского языка:
Культуру речи соблюдай
При выборе любой из тем
И учитывай всегда:
Где говоришь, когда и с кем!