Все , кто работает с детьми дошкольного возраста знают , что игра является основным видом деятельности детей . Она способствует развитию внимания , памяти, , развивает речь и мышление, а также движения у ребёнка. Очень разнообразен игровой материал, однако всё - равно ощущается нехватка подвижных игр, которые созданы на основе художественного поэтического текста( образцов народной и современной детской поэзии).Очень долго работая с детьми, опыт мне показывает, что этот вид работы оказывает большое влияние на развитие детей и очень эффективен. Так чем же он так хорош, и почему его нужно использовать в своей работе? В движении ребёнок очень хорошо усваивает содержание произведения и глубже проникает в образ исполняемого в игре стихотворения. Дети очень эмоциональны и их эмоциональная отзывчивость на художественный образ тесно связана с ритмическими движениями под текст стихотворения. Это объясняет то , с какой выразительностью дети исполняют текст в подвижной игре. Они легко улавливают
напевность , музыкальность и ритмичность родной речи.
В своей работе я использую подборку игр , которую можно проводить с детьми от младшей до подготовительной к школе группы. Основной целью этих игр является развитие речевой активности, умение сочетать слова с движениями, совершенствовать звукопроизношение и выразительность речи. Только при условии постепенного их усложнения возможно выполнение названных задач. Игры детей младшего и среднего возрастов построены в основном на движениях имитации. Они подражают движениям зайчиков , кузнецов, косарей . Текст обычно дети читают всей группой. Это очень хорошо помогает в развитии у детей умения играть вместе , сообща , дружно. Важно следить за тем , чтобы текст произносился в нужном темпе , без его замедления и ускорения и не терялось в коллективном исполнении его выразительность. Совместное игровое действие этому и способствует. А вот игры старших детей отличаются от игр малышей. Здесь уже используются движения бега, прыжков и построены они по типу пряток , узнавания по голосу, поисков спрятанного предмета. Есть игры , которые проводятся с предметами: обручами , мячами и т.д , и здесь важно , чтобы к моменту разучивания игры, дети умели действовать с тем или иным предметом. Прежде , чем разучить игру с детьми , я знакомлю их с текстом , выразительно его читаю, объясняю значение слов, текст не заучиваем, потому что дети хорошо его запомнят во время игры .Сам воспитатель должен очень хорошо знать текст и правила игры, быть активным участником .Здесь повышается авторитет воспитателя и дольше поддерживается интерес к игре. Эти игры не требуют специального оборудования и используются только лишь атрибуты в виде некоторых деталей к костюмам персонажей. К некоторым играм мы вместе с детьми изготавливаем шапочки .Эти игры я провожу как в помещении , так и на прогулке, в любое время года .Игры , которые использую в работе, соответствуют возрасту детей , их развитию речи , двигательным умениям и навыкам.
Особое место я отвожу тем , которые способствуют развитию творческих способностей у детей, умению найти правильный ответ на вопрос персонажа, составить небольшой рассказ в виде зачина к игре или конца, придумывают диалог( «Летели кукушки» ) . Дети проявляют фантазию ,выдумку , находчивость , эти игры ставят ребят в ситуацию поиска.
Хочу предложить несколько игр , в которые мои дети больше всего любят играть.
Эти игры я провожу с детьми младшего и среднего возраста:
1.«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим –пилим, пилим –пилим.
Раз-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова.( Е. Благинина)
Дети стоят парами, лицом друг к другу, подав правые руки один другому. В начале имитируют движения пильщиков(правыми руками), а при повторении подают левые руки.
2. «ВОЛК И ЗАЙЦЫ»
Раз, два, три , четыре, пять. Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк ,волк,
Он зубами щёлк , щёлк!
А мы прячемся в кусты,
Прячься , заинька, и ты.
Ты , волчище, погоди!
Как попрячемся- иди! ( В. Витка, пер. с белорусского И .Токмаковой)
Дети –зайцы( 4-5) прыгают врассыпную на двух ногах, согласовывая движения с текстом, остальные хлопают в ладоши , стоят по кругу. На последний куплет прячутся за спинки стульев, стоящих по кругу. Ребёнок –волк ищет зайцев , забирает тех , кто пошевелился.
3. «ГУСЬ»
« Где ладошка? Тут ? Тут.
На ладошке пруд? –Пруд.
Палец большой-
Это гусь молодой,
Указательный –поймал,
Средний - гуся ощипал,
Этот палец суп варил,
Самый меньший – печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот…
Вот.
Игра проводится и сидя , и стоя. На вопрос- Где ладошка? Тут? – дети показывают ладошки. Далее вместе с ведущим загибают пальцы в порядке , указанном в стихотворении. На последние 3 строчки стряхивая кистями рук , разводят руки в стороны со словом «вот», поднимают их вверх и хлопают .С окончанием – роняют руки вниз. Последние 3 строки произносятся с повышением интонации и ускоренном темпе.
4.» МЕДВЕДЬ»
Как под горкой снег-снег,
И на горке снег –снег,
И под ёлкой снег-снег.
И на ёлке снег-снег,
А под снегом спит медведь ,
Тише, тише ,
Не шуметь!
Дети стоят по кругу, выбирается медведь. Он сидит на стульчике в середине круга и засыпает. На 1 и 3 строчки дети идут к середине круга(4 шага), на 2 и 4 строчки от центра, назад, на 5-ю строку осторожно приближаются к медведю. Две последние строки произносит ребёнок, назначенный взрослым. Медведь должен узнать ребёнка по голосу. Игра повторяется с ребёнком, чей голос узнал Медведь.
Есть ещё интересная игра на развитие слухового внимания у детей- это
«КУКУШКА»
Дети стоят в кругу. Назначается считалкой ребёнок-кукушка, он стоит в центре круга. Дети , идя по кругу, произносят следующие слова:
К нам кукушка в огород залетела и поёт,
Ты, кукушка, не зевай , кто кукует , отгадай!
( на кого показал воспитатель , тот кукует) .Водящий узнаёт ребёнка по голосу. Если узнал , кто куковал , то тот ребёнок становится водящим.
А в эти игры любят играть старшие дети:
1.« БЕЛКА»
В игре принимают 12 детей. Дети стоят по кругу,, в середине корзина с мячами , рядом ребёнок –белка.
Дети-
Белке 12дали орешков,
Надо делить ,
Нечего мешкать.
БЕЛКА-
Толе- орех
Коле- орех
Тане- орех,
Ване- орех.
( белка бросает детям мячи)
Дети-
Себе только восемь оставила!
Думает белка:
Дам я и эти ,
Тут без орешков
Есть ещё дети.
Белка-
Вите- орех,
Мите- орех,
Маше – орех,
Паше- орех.
Дети-
Себе лишь 4 оставила!
Сделала белка доброе дело-
Всё разделила ,не пожалела.
Белка-
Лёше- орех,
Варе –орех,
Оле-орех,
Поле- орех.
Дети –Себе ничего не оставила!
После чего педагог предлагает детям вернуть орехи: ей предстоит трудная зимовка. Дети по очереди бросают мячи в корзину. Воспитатель говорит;» Дети решили отдать орехи белке: толя- орех , коля- орех « и т.д. Названный ребёнок бросает мяч.
2. «Летели кукушки»
Летели кукушки
Через три избушки
Так суетились
Так торопились
Головками вертели
Крыльями махали-
А куда летели,
Так и не сказали!(Н. Колпакова)
Дети ( кукушки) скачут поскоком врассыпную по залу .С концом текста останавливаются. Надо спросить кукушек, куда они торопились. Дети –кукушки сами находят ответ. Мы летим в тёплые края. Мы перелетаем в другой лес. Вариантов ответов много .Диалог продолжают дети: А когда вы вернётесь? А где ваши птенцы? Почему летите в тёплые края ? и т. д.
И это только маленькая доля того , что есть в моей копилке игр. Я буду очень рада, если кому-нибудь пригодится мой опыт работы и игры. Надо играть с детьми , использовать игры во всех видах деятельности, ведь только играя , дети легче воспринимают ту информацию, которую мы им предлагаем.