Экология в жизни дошкольников

Татаринова Вера Геннадьевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 277",  г. Нижний Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Татаринова В.Г. Экология в жизни дошкольников // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 23.04.2024 ).


Знакомство дошкольников с миром природы рассматривается в образовательной области «Познавательное развитие»  и решает задачи: развитие первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру в целом.
В экологическом образовании у дошкольников формируется познавательный интерес к природе, любознательность, творческая активность, воспитываются личностные качества детей или  целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Результативными способами отношений между воспитателем и ребенком в рамках экологического образования могут быть формы, в которых дети имеют прямое взаимодействие с природой (экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения, др.). Тогда у детей формируются экологические знания и опыт их применения на практике.  

По ФГОС ДО в детском саду прежде всего нужно выстроить условия для приобретения экологических знаний и их применения. В группах детских садов должен быть экоцентр с экологической литературой, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений, др. В детском саду необходимо разбить опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу» для опытно-исследовательской работы, опытами за ростом растений и кустарников, требуется создавать условия для наблюдения за погодой.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит к бытованию предрассудков. Они основание жестокого обращения с животными. Этого допускать никак нельзя. Дети уже в дошкольное время обязаны приобрести правильные представления о природе. Поэтому во всех образовательных программах сегодня уделяется значительное внимание на экологическое воспитание дошкольников.

Большую роль для экологического воспитания дошкольников имеют утренние часы (работа в живом уголке), время между занятиями и обедом, вечернее.  Целый год педагог ведет ежедневный уход за уголком природы. Организация экологически условий для растений и животных значимые вопросы для повседневной жизни дошкольников. Верное педагогическое общение педагога с дошкольниками имеет большое значение: дети учатся созданию условий для животных и растений, учатся узнавать, что не хватает животному или растению, учатся выполнять практические действия. 

Экологическое наблюдение в образовании дошкольников – короткое (5-12 минут) педагогическое познавательное мероприятие для небольшой группы (4-7) дошкольников в уголке живой природы или со всей группой на участке. Они могут проходить до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Неделю в месяц дошкольники ежедневно проводят наблюдения за погодой разбирают небо, рассматривают характер осадков, по одежде устанавливают степень тепла и холода, др. Дошкольник ведет календарь природы

В подкормку птиц воспитатель заполняет календарь наблюдений за птицами: дошкольники находят картинки с птицами, которых они видели на участке. Другой тип календаря – это рисунки, отражающие рост растения.

Общение дошкольников с природой - это серия мероприятий, для духовного роста детей. Поход – это увлекательное комплексное мероприятие. Задачи мероприятия: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход планируют, готовят, продумывают несколько взрослых – эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист, воспитатель группы.  Эти специалисты разрабатывают план похода, назначают маршрут.

Педагог, эколог, методист обдумывают наблюдения объекты маршрута, виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра продумывают безопасность, физкультурно-оздоровительные мероприятия, организацию отдыха и питания.

Экскурсии разнятся с походом наименьшим объемом всех составляющих факторов: длительности нахождения на природе, числа педагогических задач, форм работы, степени подготовки и оснащения. Экскурсии легче в организации и могут проводиться чаще. Походы и экскурсии несут живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, разноголосом пении птиц, др.

Старшие дошкольники могут участвовать в акциях. Это, например, «Зеленая елочка – живая иголочка» по сбережению живого дерева. Доступные для дошкольников акции можно провести к международным событиям, День воды, День Земли. Акция в защиту воды, экономного ее расходования - важна для дошкольников и родителей.

Педагогический смысл праздников в том, чтобы активизировать у детей позитивный эмоциональный отклик на мир природы. Эмоции вызывают отношение к природе, действуют на личность дошкольника, поэтому праздники необходимо проводить регулярно, заканчивая ими сезон или содержательный блок.

Немалый потенциал в воспитании экологических чувств, приходится на игры, например, дидактические, сюжетно-ролевые. Проведение игр на природе имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, др. Поэтому в таких играх необходимо использовать художественный наглядный материал, измышлять увлекательные игровые моменты, операции, занять всех дошкольников решением единой задачи. 

Значительную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Экологические проекты делят на краткосрочные и долгосрочные: их продолжительность задается педагогическим коллективом в зависимости от задач воспитания. Экологические знания ориентируют дошкольников на занятиях, где нужно наблюдать самостоятельно осмысливать совершающиеся в природе явления, дошкольник уже может провести собственные исследования, обобщить материал; занятия содействуют развитию экологически грамотного, безопасного для природы поведения.

Экологические акции и проекты ориентируют на воспитание экологической культуры поведения дошкольников. Это могут быть акции по озеленению ДОУ, уборке мусора, охране деревьев, др. Проекты могут быть сориентированы на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, произведение игрушек из бросовых материалов, др.

Экологическое образование дошкольников это и создание стенгазет с рассказами о питомцах; написание рассказов о животных, растениях, советов по уходу за животными, растениями; др.

В экологическом воспитании константно нужно подбирать новые пути сотрудничества с родителями, проводить тестирование родителями.

Таким образом, природа – источник для формирования ума, нравственных, эстетических чувств детей, неиссякаемый источник духовного обогащения, любознательности малышей, др. Значимо вызывать у детей позитивное отношение к предметам и явлениям природы. На экологических занятиях дошкольники начинают понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем болеют за доброе, осуждают злое; обучаются чувствовать красивое и некрасивое, «говорить» с птицей, цветком, солнцем, ветром, др. Наблюдая природу с педагогом, дошкольник учится видеть, понимать, ценить ее красоту, болеть за неё. Методы привития экологических знаний и проведение экологического воспитания могут быть самые разные. Сегодня используются экологические наблюдения (с педагогом и самостоятельные), экологические  акции и проекты, праздники (День воды, День Земли, др.),  экскурсии, походы, др. Дошкольникам помогают экоцентр с экологической литературой, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений, опытный участок, метеостанция, экологическая тропа, др. Обучение дошкольников экологическим знаниям происходит в образовательной области «Познавательное развитие» в рамках целевых ориентиров ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Николаева С.Н., Программа экологического воспитания дошкольников, МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
  2. Николаева, С. Н., Создание условий для экологического воспитания детей: методические рекомендации для дошкольных учреждений Москва, Новая школа, 1993.- 32 с.
  3. Николаева, С. Н., Как приобщить ребёнка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении, Москва: Новая школа, 1993.- 19с.
  4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. /Н. А. Рыжова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.