Развитие познавательного интереса у младших школьников через литературные произведения: проект

Шинкарёва Лариса Григорьевна

Учитель начальных классов, Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №83, Макеевка (ДНР)

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шинкарёва Л.Г. Развитие познавательного интереса у младших школьников через литературные произведения: проект // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 19.04.2024 ).


ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия статьи (проекта)


 

Название проекта:

Развитие познавательного интереса у младших школьников через литературные произведения

Исполнители проекта:

учитель начальных классов МОШ І-ІІІ ступеней № 83 Шинкарёва Лариса Григорьевна

Партнеры проекта:

Администрация МОШ І-ІІІ ступеней № 83

Координатор проекта:

Директор МОШ І-ІІІ ступеней № 83

Продолжительность проекта: 3 периода по 4 недели

Классификация проекта: творчески-исследовательский

По содержанию проектирование: монопредметний  

С целью проектирования: текущий.

 

Обоснование проекта:

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения  отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное.  Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на совершенствование навыков чтения, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.           

В момент чтения ребята многое открывают для себя:  учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.

А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет становиться нам грамотными, приобрести облик образованного человека, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.

Информация об организации

Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 83 Макеевского городского совета

МОШ І-ІІІ ступеней № 83 основана в 1953 году.

Проектная мощность рассчитана на 350 учеников.

Количество учащихся на 01.09.2015 г. – 202  

Директор школы – Круковская Марина Павловна

Заместитель директора по учебной работе – Справникова Татьяна Алексеевна

Заместитель директора по воспитательной работе – Лукашенко Валентина Владимировна

Адрес МОШ І–III ступеней № 83:

г. Макеевка – 44, ул. 40 лет Октября, 10

Телефон : 095-504-68-96

Email: myschool83@mail.ru

 

Описание проблемы

Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё больше детей в нынешнее время читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.

Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Сегодня мы живем в какой-то  стрессовой ситуации, и читатель приобрел другое качество. Словом, наслаждение книгой постепенно уходит. Но за этим всем кроется воспитание не просто читателя, а человека культуры.  Чтобы вернуть интерес к чтению-размышлению, надо вернуть воспитание в общество и в школу. Необходимо  воспитать у младшего школьника «побуждение к работе души и совести», а применительно к данному проекту привить ребенку вкус к чтению, т.е. сделать лучший подарок, который  только можно ему сделать.

Работая над развитием интереса к чтению на уроках литературы в моём классе, я вижу, вопросы  чтения оставляют желать лучшего. В связи с этим я провела своё  диагностическое исследование, чтобы обнаружить интерес к чтению. Результаты довольно печальные. Школьники не любят и не хотят читать.   В анкетировании принимало участие 25 человек. Из них на  вопрос  «Любят  ли они читать?»  18  человек  (72 %) дали положительный ответ, 7 человек (28 %) ответили отрицательно. Большинство школьников – 18 человек ( 72%) посчитали, что художественные произведения могут повлиять на формирование их характера. Техника чтения  на среднем уровне. А ведь без скорости чтения школьники отстают при обучении предметов. Многие школьники затрудняются назвать авторов известных произведений. Таким образом,  и  возникла необходимость реализации данного проекта.

 

Выводы  

Как видим, возникла потребность в том, чтобы

- прививать детям интерес к чтению;

- повышать читательские навыки;

- ознакомить учащихся с мировой классической литературой.                                                 

 

Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать  читателя, который на основе мировой литературы впитает в себя  патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Объект исследования - чтение  школьников.

Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.

Гипотеза - целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, способствует расширению круга познавательных интересов учащихся, но и воспитывает у учащихся чувства патриотизма, высокой духовности, ответственности за свои поступки.

 Задачи проекта:

  1. Выявить  наличие или отсутствие  интереса  школьников к чтению.
  2. Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.
  3. Организовать работу школьников  по развитию  интереса  к чтению.

Методологической основой проекта  является системно-комплексный подход, позволяющий  рассматривать систему средств, методов и организационных форм развития читательского интереса в их совокупности.

Методы исследования:

-изучение и теоретический анализ литературы, связанной с проблемой исследования;

- анкетирование школьников;

-статистическая обработка и анализ данных, полученных в ходе исследований.

Научная новизна проекта  заключается в том, что выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.

Практическая значимость проекта  состоит  в том, что развитие потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.