ПРИЛОЖЕНИЕ: Полная версия статьи (проекта)
Название проекта:
Развитие познавательного интереса у младших школьников через литературные произведения
Исполнители проекта:
учитель начальных классов МОШ І-ІІІ ступеней № 83 Шинкарёва Лариса Григорьевна
Партнеры проекта:
Администрация МОШ І-ІІІ ступеней № 83
Координатор проекта:
Директор МОШ І-ІІІ ступеней № 83
Продолжительность проекта: 3 периода по 4 недели
Классификация проекта: творчески-исследовательский
По содержанию проектирование: монопредметний
С целью проектирования: текущий.
Обоснование проекта:
В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на совершенствование навыков чтения, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно.
В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.
А сколько таинств хранит в себе книга? Она пробуждает к жизни наше воображение, переносит в пространстве и времени, в ней мы находим мудрого собеседника, есть возможность окунуться в мир мечты. Именно чтение позволяет становиться нам грамотными, приобрести облик образованного человека, развить интеллект, развить память, мышление, речь, воображение.
Информация об организации
Макеевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 83 Макеевского городского совета
МОШ І-ІІІ ступеней № 83 основана в 1953 году.
Проектная мощность рассчитана на 350 учеников.
Количество учащихся на 01.09.2015 г. – 202
Директор школы – Круковская Марина Павловна
Заместитель директора по учебной работе – Справникова Татьяна Алексеевна
Заместитель директора по воспитательной работе – Лукашенко Валентина Владимировна
Адрес МОШ І–III ступеней № 83:
г. Макеевка – 44, ул. 40 лет Октября, 10
Телефон : 095-504-68-96
Email: myschool83@mail.ru
Описание проблемы
Детское чтение сегодня – область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё больше детей в нынешнее время читает мало, либо читает иначе, т.е. не так, как хотели бы этого родители и педагоги.
Актуальность заявленной проблемы чтения в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Сегодня мы живем в какой-то стрессовой ситуации, и читатель приобрел другое качество. Словом, наслаждение книгой постепенно уходит. Но за этим всем кроется воспитание не просто читателя, а человека культуры. Чтобы вернуть интерес к чтению-размышлению, надо вернуть воспитание в общество и в школу. Необходимо воспитать у младшего школьника «побуждение к работе души и совести», а применительно к данному проекту привить ребенку вкус к чтению, т.е. сделать лучший подарок, который только можно ему сделать.
Работая над развитием интереса к чтению на уроках литературы в моём классе, я вижу, вопросы чтения оставляют желать лучшего. В связи с этим я провела своё диагностическое исследование, чтобы обнаружить интерес к чтению. Результаты довольно печальные. Школьники не любят и не хотят читать. В анкетировании принимало участие 25 человек. Из них на вопрос «Любят ли они читать?» 18 человек (72 %) дали положительный ответ, 7 человек (28 %) ответили отрицательно. Большинство школьников – 18 человек ( 72%) посчитали, что художественные произведения могут повлиять на формирование их характера. Техника чтения на среднем уровне. А ведь без скорости чтения школьники отстают при обучении предметов. Многие школьники затрудняются назвать авторов известных произведений. Таким образом, и возникла необходимость реализации данного проекта.
Выводы
Как видим, возникла потребность в том, чтобы
- прививать детям интерес к чтению;
- повышать читательские навыки;
- ознакомить учащихся с мировой классической литературой.
Цель проекта – пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, который на основе мировой литературы впитает в себя патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Объект исследования - чтение школьников.
Предмет исследования - читательский интерес и его формирование.
Гипотеза - целенаправленное развитие читательского интереса школьников приводит не только к увеличению объема чтения, способствует расширению круга познавательных интересов учащихся, но и воспитывает у учащихся чувства патриотизма, высокой духовности, ответственности за свои поступки.
Задачи проекта:
- Выявить наличие или отсутствие интереса школьников к чтению.
- Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика.
- Организовать работу школьников по развитию интереса к чтению.
Методологической основой проекта является системно-комплексный подход, позволяющий рассматривать систему средств, методов и организационных форм развития читательского интереса в их совокупности.
Методы исследования:
-изучение и теоретический анализ литературы, связанной с проблемой исследования;
- анкетирование школьников;
-статистическая обработка и анализ данных, полученных в ходе исследований.
Научная новизна проекта заключается в том, что выявлены система средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.
Практическая значимость проекта состоит в том, что развитие потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.