Развитие тонкой моторики у дошкольников с ОВЗ посредством использования бумажной пластики

Архипова Оксана Ивановна

Учитель-логопед, СП "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ, Новокуйбышевск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Архипова О.И. Развитие тонкой моторики у дошкольников с ОВЗ посредством использования бумажной пластики // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


 

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

(В. А. Сухомлинский).

В настоящее время у многих детей плохо развита тонкая моторика. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста  с ОВЗ – одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

      Задачи.

  1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики  является художественно-продуктивная деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга

Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой.. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении.

Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети приобретают навыки конструкторской, поисково-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Мы хотим познакомить с известными,  а может и не совсем известными  видами работы с бумагой, такими как торцевание, квиллинг.

Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать   оригинальные декоративные композиции.

Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень и закручивают бумагу  вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый  на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание из бумаги бывает:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
  • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

Квиллинг - искусство изготовления разнообразных композиций (как плоских, так и объемных) из тонких разноцветных бумажных лент, скрученных в спирали специальным образом.

Техника квиллинга

Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие и плотно наматывают на зубочистку

Аккуратно снимают рулончик с зубочистки и между пальцами раскручивают до нужного диаметра (дети делают это на глаз) Подклеивают внешний конец полоски и дают клею подсохнуть

Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины .

 «Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей настойчивости, умения доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий), усидчивости и аккуратности. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Таким образом, использование  разнообразных и оригинальных видов  бумагопластики   развивает ребенка, у него развивается фантазия, творческое воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

 

Литература:

  1. Бабушкина Т.М. Поделки из бумаги. Волгоград: Корифей, 2010.
  2. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. Дженкинс Д. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. М.: Мой мир, 2008.
  4. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. М.: Ниола -Пресс, 2008.
  5. Зайцева А. Искусство квиллинга. М.: Эксмо – Пресс, 2009.