Особенности овладения письмом старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Шеметова Анастасия Александровна

Воспитатель, МАДОУ детский сад №66, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шеметова А.А. Особенности овладения письмом старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 20.04.2024 ).


 

На сегодняшний день очень возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен ребенком. Ребенок, идущий в массовую школу с диагнозом: общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Не во всех школах дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому обучение грамоте этих детей необходимо начинать в дошкольном возрасте и проводить по специальной методике (9).

При глубоких степенях общего недоразвития речи  дошкольники оказываются не в состоянии овладеть письмом в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвитием речи (третий уровень), как правило, овладевают элементарными навыками письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические занятия по формированию их устной речи и по подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование навыков звукового анализа, развитию общей и мелкой моторики и координации движений (9).

Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения готовности ребенка к обучению грамоте. Поэтому важным параметром школьной зрелости является уровень развития мелкой моторики ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма.

Нарушения моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи носят широкий характер: наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Задерживается развитие готовности руки к письму, т.к. дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. Моторная несостоятельность этих детей особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где они отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

На занятиях по рисованию старшие дошкольники с общим недоразвитие речи плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Заметна моторная неловкость рук и на занятиях по аппликации и с пластилином. В аппликации прослеживаются трудности зрительно-пространственного расположения элементов.

Нарушения дифференцированных движений рук проявляются при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дошкольники затрудняются или просто не могут без помощи выполнить движение по подражанию (например, «замок», «колечки»). Большинство детей справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений, но при выполнении допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев (83).

Р.Е. Левина отмечает, что степень нарушения письма находится в зависимости от уровня речевого развития ребенка. Нарушения письма в концепции автора связываются с отклонениями в формировании как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи детей, то есть с отклонением в развитии речи как системы. При тяжелых формах общего недоразвития речи дети вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом. Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи (4).

Влияние состояния звукопроизношения детей с ОНР на овладение письмом впервые отметил М.Е. Хватцев, назвав нарушения письма, обусловленные   несовершенством   звукопроизношения   «Кoсноязычием  на  письме» (6).

По мнению М.Е. Хватцева, зависимость ошибок в письме от несовершенств произношения вытекает из фонетического по преимуществу принципа нашего письма, на первой стадии овладения им: ребенок пишет так, как   говорит (6). 

По  мнению М.Е. Хватцева (6), Р.Е. Левиной (3), Г.А. Каше (10), Л.Ф. Спировой (12) и др. авторов, степень овладения разными дифференциальными признаками фонем отражается на письме  детей с общим недоразвитием речи. Это  обусловливается тем, что в процессе отражения (или восприятия) звука речи в  виде письменного знака решающим фактором является четкий и устойчивый   правильный   слуходвигательный   стереотип   (фонематическое   восприятие)  каждого звукаСпециальные исследования показали, что существует  связь между различением звуков и запоминанием их графического  обозначения.

Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоения их как графем (обобщенного зрительного представления о звуках речи), нарушает формирование четких звуко-буквенных связей, т. e. первую  операцию письма. До тех пор пока каждый звук четко и ясно не выделен из речи в его обобщенном виде, буква остается пустым графическим начертанием, значком.

В письме дошкольника  с  общим   недоразвитием   речи   наблюдается невозможность paзобраться в  буквенных обозначениях смешиваемых звуков, что в смешении на письме соответствующих букв (7).

По наблюдениям    И.К.    Колповской,   Л. Ф.   Спировой,   легко смешиваемыми оказываются свистящие и шипящие звуки (с, з, ц, ж, ш, щ, ч). В письме  детей   с   недоразвитием   речи,   наблюдаются   замены   букв, соответствующих этой группе звуков: заплакал – «жаплакал», уши – «уси» (11).

Р.Е. Левина считала, что смешение шипящих аффрикат со свистящими (ц-ч, ц-щ), очевидно, возникает по причинам, аналогичным всем смешениям шипящих  со  свистящими. Часто одновременно наблюдаются ошибки, отражающие  расщепление аффрикат; например, «трисали», в котором с заменяет ш, отщепленное от щ.

Нередко   происходят замены букв  р  буквой л и  наоборот: сверкнула – «свелкнула»,  дятлы –  «дятры».  Значительное число составляют замены мягких согласных твердыми (сильный – «силный», Таню – «Тану») и твердых согласных мягкими (ловит мышей – «ловить мишей») (3).   

Р.Е. Левина, изучавшая недостатки письма у детей с общим недоразвитием речи, указывает, что грамотное написание определяется не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его изучения опытом устного общения. У детей с недоразвитой речью опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем еще более затрудняет образование тех обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму. Основная причина допускаемых ошибок у таких детей заключается не в простом незнании грамматических правил, а в принципиальной невозможности их усвоения до проведения специальной коррекционной работы (4).

Н.Н. Трауготт отмечает, что у детей с речевым недоразвитием отсутствует чувство языка, благодаря которому нормальный ребенок спонтанно овладевает всей сложной системой грамматики русского языка. Эту мысль подтверждают исследования Г.И. Жаренковой. Импрессивный аграмматизм у детей с общим недоразвитием речи, по мнению автора, является следствием недоразвития экспрессивной речи, недостаточного речевого опыта. Несформированность лексико-грамматического строя речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи и в младшем школьном возрасте. Вследствие этого у детей наблюдаются нарушения письменной речи, сопровождающиеся аграмматизмами на письме (1).

Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (2), Т.А. Ткаченко (5) в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.  Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Таким образом, анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи, при обучении письму показывает, что нарушение письма у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка. Как показывают данные ряда авторов в среднем у старших дошкольников с ОНР готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.

Список используемой литературы:

  1. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Хрестоматия по логопедии . — М.,1997. – С.52-53.
  2. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А. Н. Корнев. – М.: Просвещение, 2006. – 181 с.
  3. Левина, Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи (окончание) // Логопедия сегодня. – 2009. – №4(26). – C. 27-40.
  4. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей // Логопедия сегодня. – 2009. – №1 (23). – C. 6-19.
  5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 1997. – 164 с.
  6. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с
  7. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
  8. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://superinf.ru/view_article.php?id=71
  9. Долгих О.О. Формирование предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fshgpi.edu.ru%2Ffiles%
  10. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book= lesgaft_sps-t3_semeynoe_1956&bookhl=
  11. Озерецкий Н.И. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/ /primernaya-skhema-obsledovaniya-urovnya
  12. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pdou.ru/categories/5/articles/975