Полная тема: Наши пернатые друзья: конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи для детей подготовительной к школе логопедической группы
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить, расширить представление о зимующих птицах;
- Активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы»;
- Учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
- Совершенствовать грамматический строй, подбирать антонимы, употреблять уменьшительно-ласкательные формы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать зрительное внимание, речевой слух, фонематическое восприятие;
- Развивать правильный вдох-выдох, силу голоса, координацию речи с движением;
- Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательное, бережное отношение к зимующим птицам;
- Формировать навык сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование и материал:
- Панно с зимним лесом;
- Картинки птиц;
- Картинки птиц на палочке;
- Сундучок и мешочки с кормом для птиц;
- Картинки со следами птиц;
- Пластмассовые физкультурные палки;
- Картинки с иллюстрациями для сюжетного рассказа «Воробышек»;
- Кормушка.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями.
Логопед: Ребята, какое время года сейчас на дворе?
Дети: Зима
Логопед: Правильно, сегодня мы с вами отправимся в зимний парк. Как вы думаете кого мы с вами там можем встретить?
Дети: мы встретим птиц, людей и зверушек.
Логопед: Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете о ком мы будем сегодня говорить.
(на мониторе появляются птички-«отгадки»).
Животик желтенький,
Крылышки черные,
На голове черная шапочка.
Дети: Синичка
- А эта птичка похожа на красный шарик,
У нее черная головка и черные крылышки.
Дети: снегирь
- А у этой птички черные перышки и красная головка,
И длинный клюв.
Дети: дятел
- А эта птичка маленькая и у нее серая грудка и коричневые крылышки. Дети: воробей
Логопед: Вы правильно отгадали все загадки. Кто скажет о ком мы сегодня будем говорить, кого мы найдем в парке?
Дети: мы будем говорить о зимующих птицах.
Логопед: Ребята, мы же собираемся в гости к нашим зимующим птичкам. А с пустыми руками ходить нельзя. Как же нам быть? Посмотрите, что это за сугроб намела нам вьюга?
(снимают белую ткань и достают сундучок с мешочками.)
Логопед: Мешочки? Интересно что в них? Сейчас мы посмотрим. Вызываются дети по одному. Ребенок опускает руку в мешочек и называет что внутри.
Маша: В мешочке семечки.
Даня: В мешочке крошки хлеба:
Ника: В мешочке пшено.
Оля: в мешочке сало.
Никита: В мешочке сушеные ягоды.
Логопед: Ребята, вот теперь с угощеньем для птичек можно отправляться в парк. И пойдем мы по следам, чьи это следы?
Дети: Птичьи
Логопед: Ступайте по тропинке аккуратно не провалитесь в сугробы, которые намела вьюга.
Упражнение «Через палки мы шагаем».
Дети: Через палки мы шагаем,
Мы на них не наступаем.
Логопед: Вот мы и в парке, какой вкусный и свежий воздух. Давайте подышим и наберемся сил для прогулки по парку.
На мольберт выставляются схемы для дыхательной гимнастики:
вдох носом-выдох носом;
Вдох-носом – выдох ртом.
Логопед: Открывайте глазки по шире, ставьте ушки на макушки будем искать наших друзей. Смотрите, вот первая птичка прилетела. Кто это?
Дети: Это синичка.
Логопед: Синичка прилетела на пенек, посидела и слетела откуда?
Дети: Синичка слетела с пенька.
Логопед: Вот прилетела ворона и спряталась за ель. Посидела за елью и вылетела откуда?
Дети: Ворона вылетела из-за ели.
А сейчас прилетел снегирь и сел на ель. А потом устал и слетел где сейчас он решил посидеть?
Дети: Снегирь сидит под елью.
Логопед: А вот наш веселый дятел! Он сидит в дупле и выглядывает. Откуда он выглядывает?
Дети: Дятел выглядывает из дупла.
Логопед: Ребята, посмотрите кормушка пуста. Птичкам нечего кушать. Но хорошо, что мы с вами принесли птичкам корм. Сейчас мы угостим наших друзей.
Логопед: Маша, чем ты будешь кормить синичку?
Ребенок: Я покормлю синичку салом.
Логопед: Сережа, чем ты будешь кормить ворону?
Ребенок: Я покормлю ворону крошками хлеба.
Логопед: Вика, чем ты будешь кормить дятла?
Ребенок: Я накормлю дятла семечками.
Полина, чем ты будешь кормить снегиря?
Ребенок: Я накормлю снегиря сушеными ягодами.
Логопед: Как же хорошо в парке. Воздух свежий, чистый. Птицы наелись и поют нам песенки. Давайте послушаем и угадаем птичьи песенки.
(включается фонограмма птичьих голосов: совы, воробья, вороны, сороки). Птичьи песенки прослушали, а теперь давайте и мы споем и станцуем нашим друзьям.
Ф/м – логоритмическое упражнение «Птички-пальчик».
Логопед: Как же весело в парке. Настроение хорошее и я думаю нам надо придумать для птичек ласковые слова. Я буду бросать мячик и называть слово, а вы мне отвечать ласковым словечком.
Крыло - крылышко
Клюв – клювик
Перо-перышко
Хвост – хвостик
Лапы – лапки.
Логопед: А сейчас, я вам буду бросать мячик и называть предложение. А вы мне отвечать предложением со словами наоборот.
У вороны большие крылья – а у воробышка маленькие крылышки.
У сороки длинный хвост – а у воробья короткий хвостик.
У дятла большой клюв – а у синички маленький клювик.
(на мониторе появляются сюжетные картинки Ильяковой )
Логопед: Ой, ребятки посмотрите кто это там замерз в снегу? Маленький несчастный воробушек! Глядите, Маша и Витя вовремя пришли к воробышку на помощь. Вот интересно спасут ребята птичку? А это вы узнаете, когда разложите правильно картинки и составите рассказ про спасение воробья. Не забудьте дать своему рассказу название.
Предлагаю поделиться на две команды, дети с эмблемами «воробьи» в одной команде, дети с эмблемами «синички» в другой команде.
Дети раскладывают сюжетные картинки, лежащие на ковре по порядку, составляют рассказ. Затем рассказывают рассказ по предложению продолжая друг за другом. В конце один ребенок рассказывает рассказ полностью.
Логопед: Ну что же ребята! Вот и закончилась наша прогулка в парк. Пора возвращаться.
Упражнение «Мы шагаем».
Логопед: Но вот мы опять в зале. Ребята, с какими птичками мы сегодня познакомились?
Дети: С зимующими.
Логопед: А как мы помогаем нашим птичкам зимой?
Дети: Мы делаем кормушки для птиц и раскладываем в них корм.
Логопед: Ребята, посмотрите какую кормушку подарили нам Витя и Маша. Сегодня обязательно на прогулке выберем дерево и повесим ее!