Развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии в рамках ФГОС

Рубанова Татьяна Валентиновна

Учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 28", город Курск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рубанова Т.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках технологии в рамках ФГОС // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 19.04.2024 ).


 

Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это всё же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества, и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

                                                                                      Л. Н. Толстой

 

Со времён Льва Николаевича Толстого потребность общества в творческих личностях не потеряла своей актуальности. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является важнейшей задачей современной школы, особенно начальной, потому что именно начальная школа закладывает «фундамент» в становлении личности ребёнка, учит самостоятельно принимать решения, формирует привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого решения, способность выйти за пределы обыденного.

Творческая активность – понятие, состоящее из двух компонентов: с одной стороны – активность (деятельное, энергичное развитие одарённости и таланта), с другой – творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.

Вопросы развития творческой активности личности нашли своё отражение в работах психологов А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского и других.

Творческая активность может быть определена как целостность, для которой характерно множество её проявлений:

  • единство внутренней и внешней творческой активности;
  • взаимная обусловленность мотивационного и оперативного компонентов;
  • воображение (способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими) и продуктивное мышление (позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их на новых условиях);
  • исполнительного механизма психической творческой активности (Л. С. Выготский);
  • включённость поисковой активности вследствие того, что результат творчества не задан изначально.

Ряд учёных (М. А. Данилов, А. В. Петровский, Т. М. Шамова и другие), давая оценку понятия «творческая активность» в контексте деятельности, определяют её как установку на преобразующие и поисковые способы деятельности, как количественную или качественную характеристики деятельности, проявляющиеся в интенсивности, напряжённости, своеобразии используемых мыслительных операций, результативности, эстетической ценности усвоенных знаний.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности. Обучение должно реализоваться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество учителя и обучающегося, что способствует творческому развитию личности.

 Успешное развитие творческой активности возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  • Изменение роли ученика. (Ребёнок активный участник познания, который имеет возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельное взаимодействие учащихся и педагога.)
  • Комфортная психологическая обстановка. (Создание комфортной психологической обстановки, поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др. негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, так как им присуща повышенная эмоциональность.)
  • Создание внутренней мотивации учения. (Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.)
  • Сочетание разнообразных форм работы. (Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня.)
  • Создание ситуации успеха. (Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.)
  • Самостоятельность выполнения творческого задания.
  • Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам, так и по степени сложности.
  • Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников.

Основной целью урока является освоение технологии, а не изготовление конкретного объекта. Такой подход резко меняет принципы ведения урока. Ведь традиционно считалось, что для урока нужен образец. Но попробуйте показать детям образец, а потом предложить придумать что-то своё! Готовый образец, как и  инструкционная карта, значительно ограничивают творческие возможности ребёнка. И всё-таки для того, чтобы вызвать интерес к действию следует начинать с демонстрации творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием мастерски выполненного красивого изделия. Такое наглядное средство обучения предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связывать его зрительный образ с физическими и техническими параметрами, задающими его. Если же такой возможности нет, то тогда нужно показывать несколько образцов, или незаконченный образец, или только сам технологический приём. Всегда надо оставлять детям простор для личного творчества и фантазии. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без неё. Чтобы ребёнок мог создать что-то новое, он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящийся в памяти. Поэтому очень хорошо, если учащиеся узнают больше информации о самом объекте, материале, ремесле (легенды, сказки, стихотворения, загадки, научные данные и т. п.)

Каждый приём необходимо использовать на разном уровне сложности. Поделку можно упрощать или усложнять, в зависимости от возможностей конкретного ученика. На самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Экспериментируйте на уроках. Всегда надо давать время на «открытия руками». Без эксперимента невозможно создание нового. Самыми необходимыми словами в этом случае будут: «Давайте попробуем сделать так…», «А что будет, если…» и т. п. Экспериментировать можно с различными материалами (растяните, помните, намочите, разорвите…), с технологиями (какой объект можно сделать, используя данную технологию? Попробуйте…) Это очень увлекательное исследование. Превратите эксперимент в игру в виде вытаскивания жребия, когда ребёнок получает образ «по воле судьбы», что заставляет подумать. Дело в том, когда мы делаем осознанный выбор задания, вмешивается ум, логика, неуверенность в себе, страх новизны, наработанный опыт, т. е. всё то, что может помешать творческому прорыву, оригинальной идее. Кроме того, получение неожиданного задания – хороший тренинг умения выходить из любых жизненных ситуаций. Жизнь ведь часто подбрасывает неожиданные задачки и надо тренироваться творчески их решать.

Главное помнить, что при этом ребёнок не застрахован от неудач и ошибок. Этого не надо бояться. Бывает, что именно ошибка приводит к творческой удаче. Эксперимент всегда надо поощрять, любым итогом такой деятельности восхищаться.

Взаимозаменяемость материалов и инструментов. Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Таким образом, они глубже осознают суть техники и свойства материала, а также приучаются использовать всё, что есть под рукой. (В настоящее время очень актуальной темой является использование бросового материала.) Такой подход приводит к оригинальным открытиям.

Соединение различных изученных технологий при выполнении одного изделия. Такой приём очень хорошо себя показывает в групповой работе учащихся. Также это может быть коллективный творческий проект по итогам года.

Соединение технологии и художественного образа.

Этот процесс может идти двумя путями:

  • От приёма – к образу. При изучении какой-либо техники целесообразно сначала освоить небольшой элемент, фрагмент. Затем подумать, что напоминает эта форма, фактура, деталь. Возможно, уже на этом этапе у ребёнка возникнут другие образы и ассоциации, отличные от образцов.
  • От образа – к приёму. Здесь путь противоположный. Сначала предлагается тема (изделие, образ), а затем выбираются наиболее подходящие способы воплощения.

Дети сами открывают «секреты творчества», анализируя примеры и экспериментируя с разными техниками. Вот эти секреты:

  • Заменяй материалы. Попробуй, какие ещё материалы подойдут для данной технологии.
  • Сделай плоское изделие объёмным или наоборот.
  • Изменяй  размер. (Вслед за этим иногда требуется изменить и количество деталей.)
  • Поменяй расположение деталей.
  • Изменяй форму.
  • Соединяй в одной работе разные технологии.
  • Используй случайные совпадения.
  • Использование на уроке следующих приёмов:

«Аукцион идей » (на этапе подготовки дети вносят свои предложения по использованию техник, материалов, по оформлению и украшению работы).

«Есть идея!» (ребёнок делится идеей, пришедшей к нему во время выполнения работы).

«Изюминка» (каждый ученик старается сделать свою работу особенной, «с изюминкой»).

Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Чаще всего – это нравственная мотивация: подарок близким, друзьям. Также дети очень любят изготавливать то, во что потом можно поиграть (игрушки на ёлку, куклы и декорации для спектакля, демонстрационные материалы для других предметов и т. п.). А также очень интересно работать, играя, (например, экономические игры). При этом дети разбиваются на группы, которые получают задание изготовить что-либо с последующей рекламой своего продукта. Мотивацией к действию на уроках служит и всё то, о чём было сказано выше.

Детей нужно постоянно приучать рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы. Если это художественная работа, то попросите рассказать о замысле, о чувствах, о том, что лучше всего удалось.

Ещё хотелось бы упомянуть о том, что большое внимание нужно уделять коллективному творчеству учащихся, работе в парах, в малых и больших группах. Приучать к коллективному творчеству детей необходимо постепенно, хорошо при этом ставить активных ребят в пару с менее активными. Необходимо учить детей распределять работу в группах соответственно их способностям. При этом даже самые неуверенные дети начинают предлагать свои идеи, пытаются сотворить что-то как можно лучше, используя свои скрытые возможности, о которых они до сих пор могли не догадываться, дотянуться до общего уровня группы. Результаты такого группового творчества могут быть совершенно непредсказуемыми и очень интересными.

И ещё один, достаточно часто используемый учителями приём на других предметах, но совершенно забытый на уроках технологии, это – перенос роли учителя на ученика. Дайте возможность учащемуся выступить в роли учителя.

Невозможно перечислить все виды деятельности на уроках технологии. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то своё. Многогранная деятельность создаёт положительные эмоции. Овладевая основами технологии, младшие школьники приобщаются к труду, сами создают материальные и культурные ценности. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывают гармонически развитого человека, умеющего творчески относится к любому делу, «благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе».

Всё перечисленное способствует развитию творческой активности учащихся, даёт возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребёнка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого ребёнка.

Детское творчество неисчерпаемо, питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Чтобы пробудить в детях творчество и поиск, нужно создать эту питательную среду, посеять в душах детей семена творчества, и они непременно дадут прекрасные всходы. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт ученику и учителю.

 

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 396 с.
  2. Гомырина Т. А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда / Т. А. Гомырина. – М.: ВЧГК «Русский Центр». – 2003.
  3. Ершова А.П. Искусство в жизни детей. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
  4. Левина М. 365 весёлых уроков труда / Е. А. Беляков.  – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 256 с.
  5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: Просвещение, 1995. – 270 с.
  6. Петровский А. В. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.
  7. Петрушкина С.В. Образовательные развивающие возможности аппликации// Начальная школа. – 2004. - №5 - 36-37 с.  
  8. Решетников П.Е. Развитие творческих способностей младших школьников// Начальная школа. – 1987. - №1. – 40 - 44 с.
  9. Серякова Т. С. Фантазия из ниток//Юный художник. –1996. - №10. – 46с.
  10. 10.Щербакова А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербакова. – М.: Просвещение. – 1981. – 253 с.