Проектирование как способ совместной деятельности детско-взрослого сотрудничества

Васильева Любовь Иннокентьевна

Заведующий, МКДОУ детский сад "Незабудка", Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Васильева Л.И. Проектирование как способ совместной деятельности детско-взрослого сотрудничества // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 28.03.2024 ).


 

Большинство педагогов осознают необходимость развития ребёнка, как самоценную личность. Воспитатели затрудняются в выборе средств, методов влияющих на успешность продвижения воспитанников в образовательном процессе. Л.С. Выготский писал

«Дошкольник мало чего усвоит на занятии, если оно ему почему – то неинтересно»

Умение педагога вызвать у ребёнка нужную эмоцию – одно из самых необходимых профессиональных умений. Сегодня важно также и другое профессиональное умения – способность педагога взглянуть на ситуацию с точки зрения потребностей ребёнка, возникающих сейчас, т.е. немедленное реагирования на запрос. А это, как правило, связано с необходимостью отклониться от спланированных действий, перестроится на «ходу»  и пойти навстречу интереса ребёнка. Приведём пример: для детей старшей группы проходило наблюдение за облаками, и кто – то из детей увидел воробья  на веточки берёзы, и всё внимание детей переключилось на воробья. Можно конечно говорить об облаках, но всё внимание детей на воробье. Поэтому воспитатель предложил посчитать, сколько лапок у воробья, понаблюдали за пёрышками, клювом. В группе после прогулке воспитатель записал ответы детей о воробье, вспомнили стихотворение о воробье, загадки , рисовали воробья. В течение недели воспитанники собирали информацию о воробье. Приносили вырезки из журналов и газет, т. е. все, что связано с воробьём.  В результате получился альбом «Пернатый друг».

Конечно, тема была заменена и работа пошла не по плану, но с другой стороны именно детская импровизация и сотрудничество с взрослым помогло раскрыть в детях любознательность, стремление познать, что то новое. Способность формировать у воспитанников саморазвития через поисковое поведения, которое, по мнению В. Ротерберга напрягает мысли ребёнка, будет фантазию, развивает любознательность и желания больше знать. Активность ребёнка позволяет воспитателю выстроить соучастие педагога и ребёнка. Соучастие – это общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Технология проектирование помогает педагогу опираться на уже имеющиеся у детей опыт восприятия окружающего мира, порождает уверенность в своих силах, побуждает к поиску новых знаний.

Если педагог заражается, какой то деятельностью, то это передаётся его воспитанникам. Так, например Алёша принёс в детский сад бескозырку его деда. Дети заинтересовались, проявили интерес. Таким образом, появился новый проект «По волнам, по морям». Вот такое описание данного проекта. Сначала проводя общее обсуждение (что мы знаем?), выяснили, что моряки носят бескозырки, кто такие моряки. Далее дети расспрашивали своих пап, где они служили, их звания. Принесли фотографии своих пап в военной форме. Создали альбом «Папа защитник Родины!» Провели  выставку рисунков «Мой папа самый……..», создали альбом «Защитники отечества!» и появился музей «Наша армия самая сильная!» представляя посетителям, музей воспитанники рассказывают о своём папе, о Родине, о героях защитниках. Итогом стал праздник 23 февраля, где воспитанники вручили подарки, сделанные своими руками своим папам. А на 9 мая возложили цветы у памятника «Герои Великой Отечественной войны»

Технология проектирования в детском саду ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – дети, ребёнок- ребёнок, дети – родители. Использование метода проектирования позволяет нам педагогам лучше понят воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, вовлечь родителей в образовательный процесс, повышает их педагогическую компетентность.