Информационная среда: новые возможности влияния СМИ, экранной культуры на современного ребенка

Постникова Евгения Васильевна

Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад №163" комбинированного вида, Алтайский край, г.Барнаул

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Постникова Е.В. Информационная среда: новые возможности влияния СМИ, экранной культуры на современного ребенка // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 20.04.2024 ).


 В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 - 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения [1].

Воздействие средств массовой информации на развитие личности ребенка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности.

Дошкольное детство – это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие [5].

Известна большая роль средств массовой информации в воспитании детей и подростков. Современные средства массовой информации несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями, различные глянцевые журналы, с большим количеством фотографий и информации.

В дошкольном возрасте ребенок лучше всего воспринимает зрительные образы. Ведь письменная речь ребенком до 8 лет в полном объеме не воспринимается, она как бы отфильтровывается рассудком. Устная речь начинает по-настоящему  восприниматься после 4 лет, а до этого кора головного мозга фильтрует информацию прежде, чем она дойдет до центра, заведующего эмоциями. Но зрительные образы насилия ребенок способен воспринимать уже в полтора года: воспринять и начать подражать увиденному. Таким образом, в полтора года зрительные образы неважно, где увиденные попадают в головной мозг ребенка, затем следуют в эмоциональный центр.

Современные дошкольники окружены массой новой информации, научно-техническая революция внесла в жизнь детей новые игры. Всё чаще можно увидеть ребенка не с куклой или машинкой, а у монитора компьютера за очередной игрой. В игре реализуется стремление ребенка-дошкольника приобщиться к миру взрослых. В настоящее время многие родителя, приводя ребенка из детского сада, сажают его к телевизору или компьютеру, стараясь тем самым заменить ему реальное общение. Возможно, это связано с большой занятостью родителей или нежеланием заниматься ребенком. С экрана телевизора на ребенка смотрят не добрые и ласковые глаза мамы, а различные вымышленные персонажи.

Всё чаще с экранов телевизора мы видим, как один человек убивает другого. Дети впитывают эту агрессию. В настоящее время все чаще слышим о том, что один ребенок зверски избил другого. Девид Гроссман утверждает, что некоторые компьютерные игры полностью копируют компьютерные стимуляторы, которые используются в американской армии. Гроссман считает, что ребенок за игрой-стрелялкой ничем не отличается от пилота за авиа стимулятором. Но в отличие от авиа стимулятора в игре убийство людей поощряется и подкрепляется призами [3].

В дошкольном возрасте дети боятся насилия, но если родители  смотрят фильм или передачи со сценами насилия, ребенок постепенно привыкает. И к 6-7 годам ребенок перестает бояться кровавых зрелищ, начинает «любить» их.

С каждым годом в ДОУ появляется все больше детей с агрессивным поведением и другими отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Из бесед с родителями и воспитателями, наблюдений за детьми можно сделать вывод о том, что компьютерные игры и СМИ оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу. В большинстве случаев это влияние негативное.

Немаловажным шагом в развитии образовательного телевидения является появление новых телеканалов для детей, которые призваны быть источником полезной и занимательной информации для детей от 4 до 17 лет. Телеканалы предлагает серию передач, способствующих просвещению и становлению личности ребенка. Вниманию юных зрителей представляются программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, а также ряд развлекательных программ, направленных на развитие творческих навыков, познавательные программы и интеллектуальные викторины, а также художественные и мультипликационные фильмы [2].

Таким образом, в России развиваются специальные каналы и проекты, которые развивают и воспитывают подрастающее поколение. В настоящее время уже создано несколько телеканалов, которые ориентированы на детей и подростков.

Сегодня учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, с раннего возраста до преклонных лет.

При активном воздействии такого рода современного симбиоза средств массовой информации и новейших технологий, возникает опасность оторванности от реальной жизни. Но активно реализуемая сегодня программа экологии воспитания позволяет избежать этого. Опытные психологи и педагоги непременно участвуют при разработке того или иного материала, предназначенного для детей, тем самым сводят указанную опасность до минимальной и средства массовой информации оказывают положительное влияние на процесс воспитания детей [4].

Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. СМИ занимают огромное место в жизни отдельного человека и   общества в целом. Телевидение, кино, печать, интернет становятся основными источниками , формирующими внутренний мир ребенка.

2. СМИ выполняют комплекс социально – воспитательных функций (информационную, художественно – репродуктивную, образовательную, культурно – просветительную, воспитательную), реализация которых направлена на результат – развитие личности, активизация саморазвития.

3. Все СМИ имеют двоякую структуру, т.е. имеют как положительное, так и негативное влияние на жизнь людей. Часто они дают толчок для реагирования детей на решение внутренних или социальных конфликтов.

4. Дети видят мир таким, каким его показывают по телевидению.

5. С позиции социального воспитания для детей СМИ должны повышать культурный и образовательный уровень, пропаганду здорового образа жизни, создавать благоприятную среду для социализации.

6. В процессе получения информации с экрана, дети (как и взрослые) вольно или невольно усваивают определенные образцы поведения, которые используют в реальных жизненных ситуациях.

7. СМИ сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества.

8. При этом  СМИ дает возможность знакомиться с другими культурами и жизненными стилями.

9. СМИ могут оказывать положительное влияние на формирование речевой культуры детей, при условии повышения уровня преподносимой детям информации [6].

Таким образом, сегодня, когда с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой - возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессом и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие ребенка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации.

В настоящее время на существующих детских каналах налажен контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию, с другой - организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.

Библиографический список

  1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.
  2. Мудрик А.В. "Социальная педагогика" - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 стр.
  3. Ребенок и компьютер: сб. материалов/ И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова, М.Н. Миронова и др; сост.: И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. – Клин: Христианская жизнь. -  2009. – С.47-50, 133-143
  4. Реферат "Взаимодействие СМИ и аудитории" htt: // www.socreferat. popal.ru.
  5. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение. - 1985. – 176 с.)
  6. Влияние СМИ на формирование личности. http: // biofile.ru