Изучением особенностей лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.Е. Серебрякова, Т.А. Ткаченко и другие. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. [5, 37]
У детей с общим недоразвитием речи активный словарь в количественном отношении значительно беднее. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Характерной особенностью словаря детей с ОНР являются неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовой понятие (оса-пчела, лимон-апельсин, весна-осень, тигр-лев). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, узкий – маленький, пушистый – мягкий. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что приводит к использованию глаголов общего значения (ползет – идет, чирикает – поет. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:
- слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо);
- слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи;
- слова-стимулы с частицей не- (брать – не брать, говорить – не говорить);
- слова, ситуативно-близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться);
- формы слова-стимула (говорить – говорит);
- слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше);
- синонимы (брать – отнимать).
В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам.
Таким образом, нарушение формирования лексики детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Проблема формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения становится наиболее актуальной в связи с ежегодным усугублением речевой патологии у наших воспитанников.
В статье представлена работа по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе подбора антонимов к каждой лексической теме перспективного планирования, и отражена взаимосвязь специалистов и детей.
Цель: повышение уровня словарного запаса у детей с ОНР через обогащение и накопление словаря антонимов.
Для осуществления поставленной цели были выделены следующие задачи:
- обогащать словарный запас словами-антонимами, уточнение смысла слова, углубление его значения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- развивать языковое чутье, словесно-логическое мышление, внимание к родному языку;
- воспитывать любовь и интерес к речи, слову.
- выстроить работу с участниками проекта.
Успешность реализации проекта будут способствовать следующие принципы:
- Принцип целостного изучения ребенка (положение Л. С. Выготского о структуре дефекта)
- Системный подход, предполагающий формирование лексики в единстве с другими компонентами языковой системы: грамматической и фонетической сторон речи, развития связной речи;
- Деятельный подход, предусматривающий формирование, прежде всего лексических операций развития речи.
- Использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности;
- Принцип поэтапности.
Реализация работы осуществляется через основную (коррекционный блок) часть основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад№242» в рамках коррекционно-развивающей работы в логопедических старшей и подготовительной к школе группах.
Участниками данного мероприятия являются: педагоги, дети, родители.
Формы работы:
- сотрудничество ребенка с педагогом; самостоятельные и совместные с педагогом игры, чтение художественной литературы, выставки рисунков,
- фотовыставка, беседы, консультирования, рассуждения, работа с методической литературой, викторина, мастер-класс, беседа, наглядная пропаганда, совместная продуктивная деятельность родителей и детей.
Этапы проведения и реализации:
I. Информационно-накопительный,
II. Организационно-практический,
III. Презентационно - завершающий.
I: Изучение интереса педагогов ДОУ по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи для определения цели задач проекта.
Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей). Проведение диагностических тестов с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Подбор и анализ методической литературы. Подбор наглядного и дидактического материала (консультаций для стенда информации, программ, статей, методические рекомендации, стихов, пословиц и поговорок, современных, многофункциональных игр, презентаций и т.д.) Составление словаря антонимов по лексическим темам. Оформление методического материала в методическую копилку «Сундучок антонимов», представленную на СД диске.
II: Систематизация дидактических игр: «Антонимы – читаем вместе»; «Сравниваем противоположности»; «Логический поезд»; «Что не так?»; «Закончи предложение»; «Кто больше?» «Назови действия»; «Слова-наоборот»; «Упрямые слова»; [3, 56-57]
Данные игры были объединены в картотеку по развитию антонимов в соответствии с тематикой лексического планирования и для закрепления словарного запаса в режимных моментах и дома с детьми взаимосвязи с педагогами ДОУ, родителями.
Работа с воспитателями: включение игр в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность работу по систематизации, обогащению и уточнению антонимов.
Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, викторины, изготовление памяток, буклетов, фотоотчет для родителей игр с детьми в образовательной деятельности.
III: Презентация проекта на педагогическом совете дошкольного учреждения. Изготовление альбома детских рисунков.
Составление мультимедийного фото-клипа по работе с детьми.
Ожидаемые результаты в работе с дошкольниками:
- Обогатился словарный запас антонимами существительных, глаголов, прилагательных, предлогов, наречий.
- Дети стали более внимательны к семантической стороне слова, к уточнению нужной пары антонима.
- Дети активнее используют свой интеллектуальный потенциал в речевой деятельности.
- Владеют навыками элементарного осознания слова и словесных отношений.
Ожидаемые результаты в работе с педагогами:
- Повышение компетентности педагогов по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса детей антонимами разных частей речи родного языка.
- Активное включение педагогов в работу проекта и их заинтересованность.
Ожидаемые результаты в работе с родителями:
- Повышение компетентности родителей по обогащению и активизации словарного запаса детей антонимами разных частей речи родного языка.
- Участие родителей в совместных мероприятиях: консультациях, мастер-классах, викторинах, в выполнении домашних заданий и отработке игр по обогащению словаря.
Достигнутые результаты:
По итогам работы дети научились:
- понимать смысл антонимов;
- отличать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, подбирать к ним «слова-наоборот, противоположные слова, слова-неприятели»;
- проект помог детям привить « любовь к языку»;
- дети стали менее зажаты.
Благодаря комплексному подходу в коррекционной работе, совместным усилиям воспитателей и родителей, нами были достигнуты хорошие результаты в работе по формированию словаря у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Таким образом, разработка проекта позволила реализовать возможности формирования словарного запаса антонимами русского языка у старших дошкольников, имеющих нарушения речи и поспособствовало благополучной подготовленности к школьному обучению.
В перспективе планируется:
- систематизация альбома для домашних заданий;
- работа над сложными словами, объединение словаря синонимов, антонимов, сложных слов и родственных в единую программу по одной общей теме «Обогащение словарного запаса детей с ОНР».
Список литературы:
- Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М. Алексеева. - М., 2006.
- Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Феникс, 2011.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Детство — Пресс», 2003.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1996.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Айрис-Пресс, 2009.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. / № 3, 2012.
- Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика — М.: Комкнига, 2010.