Цель: развитие компонентов речи детей на примере знаний о лесе.
Программные задачи:
- уточнить, что такое лес;
- учить подбирать слова – антонимы;
- закрепить умение правильно определять названия деревьев и их листьев;
- активизировать умение правильно находить слова на определенный звук и группировать их;
- выявить знание детей о домишках, в которых живут обитатели леса;
- активизировать желание и умение загадывать загадки по схемам;
- воспитывать умение любоваться красотой природы.
Активизация словаря: кленовый, березовый, дубовый, осиновый, рябиновый, березовая роща, дубрава, ельник, осинник, сосновый бор, листопад.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы и заучивание наизусть стихотворений о лесе;
- беседы о лесе и его обитателях;
- составление и разгадывание загадок о лесе и его обитателях;
- знакомство со схемами для составления загадок.
- рассматривание иллюстраций и репродукций картин об осеннем лесе;
- разучивание физминуток «Мишки» и «Кузнечики»;
- раскрашивание акварелью дубовых, кленовых, рябиновых, березовых, осиновых листьев.
Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о загадочном месте, а каком вы отгадайте сами.
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем». (Лес).
- Правильно, это лес.
- А чем чудесен лес осенью? (Разноцветной листвой).
(Показ иллюстраций с изображением осеннего леса).
- Какого цвета листва вам больше всего понравилась?
(Воспитатель обращает внимание детей на листья расположенные на полу.
В определенных местах расставлены иллюстрации с изображением деревьев: рябина, осина, дуб, клен, береза).
- Ребята, посмотрите, как ветер разбросал листву. Как называется падение и кружение листьев в воздухе, одним словом? (Листопад).
- Правильно.
- А почему осенью деревья сбрасывают свою листву?
(Потому что зимой нет тепла и воды, так необходимых для роста деревьев).
Да, это правильный ответ.
- Обратите внимание на разнообразие листьев. Поднимите один из них.
- Определите с какого дерева ваш лист и по моему сигналу вы должны встать к тому дереву с которого упал ваш листок.
- Раз, два, три к своему дереву беги! (Дети находят свои места).
(Воспитатель подходит к одному дереву и спрашивает детей).
- Ребята, назовите ваше дерево. (Береза).
- Хорошо.
- А как правильно называется листок у каждого из вас? (Березовый).
- Молодцы.
(По такому же принципу воспитатель беседует с каждой подгруппой детей).
- Дети, вы очень хорошо справились с данным заданием.
- Лес богат деревьями. Но леса бывают разные.
- Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья?
(Лиственный).
- Правильно. А лес, в котором растут только хвойные деревья? (Хвойный).
- Молодцы! А как называется лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья? (Смешанный).
- Хорошо. А как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща).
- Замечательно! А лес, в котором растут одни дубы? (Дубрава).
- Отлично! А если одни ели? (Ельник).
- Правильно. А одни сосны? (Сосновый бор).
- А осины? (Осинник).
- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.
Но лес славится не только изобилием растительности, но и его живыми обитателями.
(Воспитатель раздает детям лепестки с изображением различных обитателей леса на звуки: «с» и «сь» (стрекоза, сорока, сороконожка, скворец, сова), «л» и «ль» (лиса, лось, ласка, лягушка, летяга), «к» и «кь» (кабан, кукушка, комар, кузнечик, крот), «м» и «мь» (медведь, мышка, мухоловка, муравей), «б» и «бь» (бобр, бабочка, белка, барсук, божья коровка), «в» и «вь» (ворон, волк, водомерка, воробей, выпь) и объясняет правила игры).
- Дети, сейчас мы поиграем, соберем цветы. Вы возьмете лепестки цветка.
На них изображены обитатели леса, название которых начинается с определенного звука. Ваша задача собрать лепестки по звукам. Приступайте к работе.
(Дети выполняют задание).
- Молодцы, ребята. Перечислите мне своих обитателей леса.
(Воспитатель опрашивает поочередно детей каждой ромашки).
- Вы правильно выполнили задание. Теперь садимся за столы.
- Каждое живое существо в лесу имеет свой домик.
Давайте вспомним некоторые из них.
Назовите домик (муравья, сороки, медведя, бобра, пчелы, лисы, белки, волка, мышы, заяца, совы, барсука, сквореца).
- Вы правильно назвали домишки обитателей леса.
У каждого человека тоже есть свой дом. Назовите мне свой домашний адрес.
- На прошлом занятии мы с вами подбирали слова разные по звучанию, но одинаковые по смыслу. А сегодня мы постараемся подобрать слова разные по смыслу. Я буду называть свои слова, а вы будете говорить наоборот.
- Дерево высокое – дерево (низкое);
- заяц трусливый – заяц (храбрый);
- гриб съедобный – гриб (ядовитый или несъедобный);
- Дорога каменистая – дорога песчаная;
- тропинка узкая – тропинка широкая;
- небо ясное – небо (хмурое);
- змея длинная и змея (короткая).
- Молодцы, ребята, вы правильно назвали слова-наоборот.
(Воспитатель проводит физминутку).
«Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили.
Вот так, вот так и из речки воду пили.
А потом они плясали, лапы выше поднимали.
Вот так, вот так лапы выше поднимали.
А теперь кузнечики поднимите плечики,
Прыг – скок, прыг - скок, стоп, сели.
Травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко».
(Все движения выполняются по тексту).
- Ребята, вы прекрасно знаете, что такое загадка. Мы на занятиях пробовали самостоятельно придумывать загадки. Сегодня я предлагаю вам схемы, которые помогут вам при составлении загадок. Так как речь на занятии шла о лесе, так и загадки сегодня будут об обитателях леса. Давайте рассмотрим наши схемы и расшифруем их:
1) Кто это зверь, птица или насекомое?
2) Крупное или мелкое?
3) Чем покрыто туловище?
4) Цвет.
5) Чем питается?
6) Особенности строения.
(Желающие загадывают загадки, а дети отгадывают).
- Вот наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы, сегодня, занимались. (Ответы детей).
- Правильно, сегодня мы вспомнили, что такое лес, его виды. Полюбовались
Красотой осенних деревьев. Вспомнили некоторые названия деревьев и их листьев. На примере собирания цветов, перечислили некоторых обитателей леса. Назвали домишки обитателей леса и людей. Придумывали слова – наоборот. Составляли загадки.
Ребята, лес прекрасен не только красотой деревьев, но и изобилием его обитателей. Но такая красота может погибнуть, если человек не будет ее беречь. Так давайте же будем заботиться о лесе.