Педагогическая гостиная для родителей "Что нам делать с дизартрией?"

Крутских Вероника Анатольевна, Мехрякова Татьяна Ивановна, Седухина Людмила Алексеевна

Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад № 6", Кунгур Пермский край
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 34", Кунгур Пермский край
Учитель-логопед, МАДОУ "Детский сад № 2 - ЦРР", Кунгур Пермский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Крутских В.А., Мехрякова Т.И., Седухина Л.А. Педагогическая гостиная для родителей "Что нам делать с дизартрией?" // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 26.04.2024 ).


Цель мероприятия: повышение педагогической компетентности родителей.

Задачи:

  • познакомить родителей с речевым нарушением «Дизартрия»;  с приемами работы при Дизартрии: массаж, саммомассаж;
  •  познакомить с играми, направленными на развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата и правильного типа дыхания;
  • создать положительный  эмоциональный фон в ходе совместной деятельности родителей и детей.

Оборудование: анкеты для родителей, бумага, клей, салфетки разноцветные, цветные карандаши, шаблоны фруктов, ягод, грибов; магнитафон, диск «Музыка с мамой», автор Железнова Е.А., буклеты «Игры с язычком или артикуляционная гимнастика».

Ход встречи.

Логопед. Здравствуйте, уважаемые родители, и ваши детишки: девчонки и мальчишки. Посмотрите, кто это у меня?

В руках у логопеда игрушка зайца, с которой дети уже познакомились на занятии. (Ответы детей и родителей)

Логопед. Да, это Зайка, и Зайка не простой из леса, а это Зайка – звукознайка. Он приходит к деткам на занятия, чтобы помочь им правильно научиться говорить звуки. Зайка – звукознайка хочет познакомиться. Встаньте, пожалуйста в круг, каждый ребеночек со своей мамой рядышком. А сейчас Таня возьмет Зайку – звукознайку на руки и скажет, как ее зовут и как зовут ее маму.

Дети передают игрушку по кругу и рассказывают о себе и своей маме.

Логопед. Ну вот Зайка – звукознайка и познакомился с Вами. А сейчас он приглашает детей  в группу, чтобы приготовить для своих мам подарок – сюрприз.

Дети уходят в группу вместе с воспитателем и там выполняют творческую работу: по готовому шаблону ребята вырезают фрукт, гриб или ягоду. А затем отрывают салфетки, и разными способами (скатать шарик, трубочку; мелко порвать) украшают готовую основу и приклеивают к ней салфетки.

Логопед. А мы с Вами, уважаемые родители, побеседуем на тему «Что такое дизартрия и что Вам нужно делать».

В начале нашей беседы  ответьте на такой вопрос: «Почему мой ребенок ходит в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи? Что такое тяжелое нарушение речи?» (Ответы родителей)

Логопед. В наш детский сад зачисляют детей по направлению из Центра диагностики и консультирования, и каждый из Вас получил это направление и расписался в нем. В заключении прописано, что у вашего ребенка дизартрия. Знакомы ли Вы с таким словом и что оно обозначает?

(Ответы родителей)

Логопед. По вашим ответам я поняла, что мало кто из Вас представляет, что такое дизартрия и что нужно делать, поэтому сегодня я хотела бы Вам рассказать о Дизартрии. Дизартрия – это тяжелое нарушение речи, это не просто нарушения в артикуляционном аппарате (т. е. неправильные положения и движения губ и языка). Дизартрия характеризуется нарушением произношения слов из-за поражения отдельных отделов нервной системы. При данном явлении нарушается работа нервов, подходящих к органам речевого аппарата (мягкое небо, губы, язык). В результате чего проблемы отмечаются не с отдельными звуками, речь страдает в целом. Кроме того, у таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями. Детям с любой степенью и формой этого заболевания чрезвычайно сложно овладеть письменной речью. Лечение проводится комплексно: задействуются медикаментозные препараты, логопедический массаж и занятия с логопедом, физиопроцедуры при необходимости.

Таким образом, чтобы ваш ребенок научился красиво и правильно говорить, нужны не только занятия с логопедом, но и медикаментозное лечение, в этом Вам поможет врач невропатолог.  А самое главное Ваше участие в преодолении речевого нарушения у ребенка. Сегодня я хотела бы показать и рассказать чем и как мы занимаемся с детками на занятии, чтобы Вы смогли и в домашних условиях играть с ним в такие же игры и выполнять различные упражнения.

В зал возвращаются дети и садятся на стулья рядом с мамами.

Логопед. Приглашаю Вас отправиться в веселое путешествие.

1. Элемент логоритмики
Цель: развитие чувства темпа и ритма у детей, подражательности и внимания.
Аудиозапись. Екатерина Железнова «Музыка с мамой. Автобус»

Родители и дети встают в круг и выполняют движения под музыку.

Логопед. Вот мы и приехали, выходите и присаживайтесь на стульчики.

Родители и дети садятся на стульчики.

2. Саммомассаж артикуляционных мышц (Автор Т.А. Куликовская)

Цель: научить родителей основным приемам и правилам выполнения массажа.

Логопед. Отгадайте загадку.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек,

Я–...(осень)  (Ответы детей и родителей)

Логопед. Молодцы! Конечно же, это осень. А сейчас, дети, мы с вами покажем нашим мамам,  как мы умеем делать себе массаж лица (выполнение массажа и по ходу выполнения логопед рассказывает о правилах и приемах массажа лицевых мышц).

3. Основной комплекс артикуляционной гимнастики.

Цель: научить родителей правильно выполнять упражнения.

Логопед.  Посмотрите,  а к нам на полянку прибежали наши знакомые игрушку – зверушки и хотят познакомиться с вашими мамами. Расскажите и покажите, как мы выполняем артикуляционную гимнастику.

(Дети под руководством учителя – логопеда выполняют основной комплекс  артикуляционной гимнастики)

4. Дыхательные упражнения.

Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям правила при выполнении дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи, закрепить в речи детей названия деревьев и закрепить умение словообразования.

Логопед. Посмотрите, зверята  принесли для вас подарок – осенние листочки и предлагают поиграть в игру «Листопад». Поиграем вместе с мамой.

Игра «Листопад». Нужно положить листочек на ладошку поднять ее на уровень рта, перед губами,  и плавно подуть, чтобы листочек улетел с ладошки.

Одновременно с выполнением упражнения логопед спрашивает у детей, от какого дерева листок и как называется.

5. Развитие фонематического слуха.

Цель: развитие фонематического слуха.

Игра «Внимательные ушки».

Логопед. Ребятки, а наши зверушки – игрушки снова хотят с нами поиграть. И предлагают нам игру «Внимательные ушки». Хотите поиграть? А мамы хотят поучаствовать. (Ответы детей и родителей)

Логопед. Вот и отлично, начинаем нашу игру. Вспомните, какая песенка у бегемота? (Ответы детей)

Логопед. Правильно – А. А получается она ,когда бегемот широко открывает рот. Приготовьте ваши ушки. Я буду произносить разные звуки, а вы на звук А - хлопайте в ладоши. Готовы? Тогда начинаем.

Логопед произносит ряд звуков, а дети и взрослые услышав звук А – хлопают в ладоши. Аналогично играют с другими гласными звуками(У – Слоненок (Хоботок), И – Лягушка и др. образ звука по артикуляции губ.)

Логопед. Молодцы! А сейчас сюрприз для наших мам, который приготовили ваши детки.

Воспитатель выносит на подносе работы детей, и они дарят их своим мамам.

Дети с воспитателем уходят в группу.

Логопед. Ну, вот, уважаемые родители, и закончилось наше мероприятие. А в конце нашей встречи я хотела бы услышать от Вас несколько слов. Продолжите мою фразу:

Мне сегодня было…

Я узнала…

Я буду дома …

Я бы хотела…

Логопед. Большое спасибо за сотрудничество!