Проект по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Слова-друзья»

Овечкина Наталья Геннадьевна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №242", г. Новокузнецк, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Овечкина Н.Г. Проект по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Слова-друзья» // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 29.03.2024 ).


Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь.        Обращение к синонимам обогащает словарный запас обучаемых, помогает им избежать в речи ненужных повторов, позволяет разнообразить речь, повышая ее выразительную силу.  В словаре у детей с общим недоразвитием речи мало обобщающих понятий, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Богатый словарный запас - это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая дошкольнику развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и стилистических навыков при обучении в школе.

Новизна проекта. В проекте представлена работа по систематизации, обогащению и уточнению словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе тематического принципа подбора слов.

Цель проекта – повысить эффективность коррекционно-развивающей работы по  систематизации, обогащению и уточнению  словарного запаса  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели  определены следующие задачи проекта: формировать   словарный запас   синонимами у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; развивать коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность, мыслительные операции сравнения и обобщения; воспитывать чувство любви к родному языку.

Метод проекта позволяет детям усвоить  материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.

Условия реализации проекта. Вид проекта: долгосрочный, групповой; сроки реализации проекта: два года; направленность развития детей: речевая; участники проекта: педагоги, дети, родители.

План работы по  месяцам и лексическим темам

Сентябрь: «Осень», «Овощи». Октябрь: «Фрукты», «Деревья. Лес. Грибы. Ягоды», «Детский сад. Игрушки», «Я и моя семья». Ноябрь: «Поздняя осень», «Части тела. Предметы гигиены», «Одежда», «Обувь». Декабрь: «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новый год». Январь: «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные». Февраль: «Город. Транспорт», «Дом. Мебель», «Защитники Отечества», «Профессии». Март: «Мамин праздник», «Посуда», «Продукты питания», «Весна». Апрель: «Перелетные птицы», «День космонавтики», «Части суток. Дни недели», «Комнатные растения». Май: «День Победы», «Труд людей в природе», «Насекомые», «Школа».

Примерная подборка синонимов по лексической теме «Осень»

Старшая группа: сенокос-косьба (существительное); алый - красный, густой - частый, богатый - хороший (прилагательное); запасти - заготовить, вырос - уродился (глагол); богато - хорошо (наречие).

Подготовительная к школе группа: вред – ущерб-порча, жатва – уборка, озимь – всходы посевы (существительное); рожь золотая – спелая-созрелая, большой – огромный-громадный - гигантский (прилагательное); истребить – уничтожить - погубить, нагнуться – наклониться, погибнуть – засохнуть, пугать – страшить - грозить, сеять – сажать (глагол); густо - часто (наречие).

Этапы проведения и реализации проекта

I. Информационно-накопительный.  Изучение интереса педагогов ДОУ по систематизации, обогащению и уточнению  словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи для определения цели задач проекта. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей). Проведение диагностических тестов с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Подбор и анализ  методической  литературы. Подбор наглядного  и дидактического материала (консультаций для стенда информации, программ семинаров, брифинга, современных, многофункциональных игр, игр-презентаций и т.д.) Разработка перспективного планирования непосредственно образовательной деятельности с детьми. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.

II. Организационно-практический. Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате. Составление картотеки синонимов по тематическому принципу и по принципу смысловой близости для проведения с детьми логопедической группы игр, упражнений; взаимосвязи с педагогами ДОУ, родителями. Включение в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность работу по систематизации, обогащению и уточнению синонимов. Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов, брифинга и т.д. Проведение (совместно с родителями) выставки игр.

III. Презентационно – завершающий. Презентация  проекта на общем родительском собрании (выступление педагогов, родителей, детей).

IV. Контрольно-рефлексивный. Подведение итогов.  Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Достигнутые результаты. Таким образом, через систематизацию синонимов; организацию совместной деятельности педагога с детьми; через игровые упражнения, дидактические и словесные игры со словами-синонимами; непосредственно образовательную деятельность в ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что  занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и «чувство» к родному языку; бережно относиться к слову. Мы уверены, что успех в систематизации, обогащении и уточнении словарного запаса детей будет достигнут, только тогда, если сам педагог будет знать и любить свой родной язык, бережно относится к слову. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о синонимах, интерес к родному языку.

Наши дети научились: понимать смысл синонимов; отличать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, подбирать к ним «слова-друзья»; проект помог детям привить «чувство языка»; дети стали менее застенчивы.

А также: произошло взаимопонимание между родителями и педагогами,  благодаря совместной работе детей и взрослых. Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию игр и упражнений в обогащении и активизации словарного запаса детей и тем самым, в подготовке детей к успешному обучению в школе.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволила реализовать возможности формирования словарного запаса синонимами родного языка  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте.

Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.

Список литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников/М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М., 2006.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей/А.Г.Арушанова.-М., 2005.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду//Программа и методические рекомендации для работы с детьми/В.В.Гербова.-М., 2007.
  4. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей.-СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  5. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника/О.С.Ушакова.-М., 2008.