Нравственно - патриотическое воспитание детей

Щипачева Татьяна Александровна

Воспитатель, МКДОУ д\сад, г. Ревда Свердловская обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Щипачева Т.А. Нравственно - патриотическое воспитание детей // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 28.03.2024 ).


Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

С.Михалков

 

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Чувство патриотизма, любовь к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

В настоящее время семья, родители уделяют все меньше внимания воспитанию детей, не рассказывают о семейных традициях, которыми бы гордились дети, и детям все сложнее полюбить свой дом, семью.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать, в семье должны появиться какие-либо «ценности», традиции.

Первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста служит развитие любви и привязанности к родному дому.  «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно понятие «Родной дом» расширяется. Родина уже не только дом, улица, но и родной город, село, окружающая природа. В дальнейшем дети осознают причастность к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Формируя у детей представления о семье, доме, детском саде, о стране, в которой он живёт, происходит освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как личности.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников можно разделить на несколько важных разделов: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, район», «Моя деревня», «Моя страна Россия»; у детей будут обладать ценностно-нравственные качества, являющиеся фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

Уделяя внимание теме «Семья» необходимо организовать беседы о своей семье, делая акцент на то, что не только взрослые обязаны заботиться о детях, радовать их, но и дети должны им платить тем же. рассказывать о значимости труда взрослых и необходимости оказывать им посильную помощь, трудиться не только для своей заинтересованности, но и для пользы своим близким, а в дальнейшем и для общества. Любовь и уважение к своей семье находит отражение в художественном творчестве детей, в создании фотоальбомов.

Родина для маленького — человека- это природа родного края. Ребенок с восхищения любуется, интересуется тем, что видит перед собой, и это вызывает отклик в его душе.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы развиваем у них эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты – все это является источником формирования любви к родному городу, а в дальнейшем к Родине.

 Любовь к своей Родине воспитывается вместе с любовью к людям создавших своим трудом все, что делает ее прекрасной и сильной, об их стремлении сделать ее еще краше, а жизнь всех людей радостной и счастливой.

Знакомя детей с родной страной, мы расширяем представления о значении государственных символах России: гербе, флаге, гимну Российской Федерации, о столице нашей Родины – Москва и другими городами России, формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, развиваем основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

Огромное значение необходимо уделять традициям и быту России, знакомить с возникновением народных промыслов, игрушек, с видами устного творчества. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Знакомя детей с историческим прошлым России Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей, которые будут знать и любить историю и настоящее своей страны, своего города , народа,  сами будут восторгаться природой, и передавать свои знания восторг и гордость  детям.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»