Конспект занятия с детьми подготовительной группы, пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

Афонина Татьяна Михайловна

Воспитатель, МБДОО Детский сад №15, г. Саров

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Афонина Т.М. Конспект занятия с детьми подготовительной группы, пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 16.04.2024 ).


1. Как вы думаете, нужно ли читать книги? Почему важно  читать книги? Чему нас учат худож. Произведения ?

Я приглашаю вас на выставку книг. Книги я объединила по общему смыслу. Посмотрите на верхнюю полку. Как вы думаете, почему эти книги я поставила на одну полку. Чему они нас учат? А эти…? Да эти книги учат нас быть дружными…

2 А теперь давайте, поиграем в игру «Скажи наоборот»(с мячом)

Ложь – правда;   дружить – ссориться;  счастье – беда,

правдивый – лживый, веселиться – грустить;

Гордость-стыд, труд – лень;

Страх-смелость;  вежливый – грубый;  заботливый – равнодушный. молодцы!

3. У меня есть еще одна книга, но я не знаю куда ее поставить. Как узнать на какую полку ее поставить?Я вам предлагаю послушать этот рассказ.( проходите садитесь) рассказ называется «косточка» написал  его Л. Толстой.(чтение)

  • Кто главный герой рассказа? Ваня
  • Как слива оказалась в доме? Для чего мама купила сливу?(мама купила слив чтобы раздать после обеда)
  • Почему сливы заинтерисовали Ваню? (они ему очень понравились, он никогда не ел слив)
  • Как он повел себя когда остался один в комнате?(Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел)
  • Как выяснилось, что одной сливы не стало?(перед обедом мама сосчитала сливы и заметила, что одной не хватает и сказала отцу)
  • Как отреагировал отец?(за обедом спросил не съел ли кто сливу)
  • Что ответили дети и Ваня?(они ответили, что не ели сливы и Ваня тоже)
  • Почему Ваня покраснел?(потому что, он обманул)
  • Отец догадался, что это Ваня съел. Что он сделал, чтобы Ваня признался? Что он сказал?( Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день очень тяжело заболеет.)
  • Испугался ли Ваня, как это понять? (Ваня закричал, что косточку он выбросил в окошко и заплакал.)
  • Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок)
  • Если бы, с вами произошла такая ситуация, как бы вы поступили ?  (Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы, я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.)
  • Чему учит рассказ?  Как бы вы назвали рассказ? Почему?
  • На какую полку нужно поставить книгу?молодцы!

4.  Приглашаю поиграть в игру «Скажи по-другому».(кубик)У меня есть волшебный куб с трудными словами  которые встречаются в рассказе. Сейчас мы будем переворачивать куб и объяснять значение слов.

Поверни куб, какое слово выпало? (Не удержался, сочла, очень хотелось,  ходил мимо)

Как вы понимаете это слово?

Как сказать по-другому?

Молодцы! Мы разобрали все слова!

5.   Часто  мы слышим выражения, которые не всегда понятны и в рассказе они тоже встречаются, давайте разберем их. Посмотрите на экран.

Как вы думаете, какое выражение можно подобрать к этой картинке?

Почему ты так решил?

Что означает это выражение?

В какой ситуации так говорят?

Где в рассказе встречается?

(Покраснел, как рак. (стыдно)

Побледнел, как  мел. (испугался).

О какой ситуации в рассказе можем так сказать?

Сел в лужу. (попал в неприятную ситуацию)

Заметать следы. (скрыть) молодцы!

6. А сейчас я предлагаю вам еще раз послушать, а потом попробуем пересказать близко к тексту.(повторное чтение)

Я вам предлагаю объединиться в пары и договориться, кто начнет рассказ, до какого момента будет рассказывать, а кто продолжит.

Вы внимательно слушали рассказ. кто хочет первым начать пересказ? 2Кто  хочет рассказать весь рассказ?(1) что пропустили?

Мне понравились ваши рассказы, вы пересказывали близко к тексту. Молодцы!

7. Во все времена взрослые учили своих детей говорить правду и придумали пословицы. Возьмите пословицу, прочитайте ее и скажите, подходит ли она к по смыслу к рассказу, который мы читали или нет, и почему. (объяснение пословиц)

8. Я  придумала правило, послушайте:

Правду будем говорить,

 с правдой будем мы дружить,

никогда не надо лгать,

каждый должен это знать.

Вы согласны со мной? Тогда давайте его выучим. И это правило я предлагаю вам обозначить вот таким знаком, который будет нам напоминать, что всегда нужно говорить правду.  Предлагаю вам, пройти в группу и найти место для этого знака.