Вид проекта: познавательный, краткосрочный
Участники проекта:
Дети младшей группы «Незнайка.
Родители группы «Незнайка»
Воспитатели группы «Незнайка».
Возраст детей: 3-4 года
Сроки реализации: 13.01.16 г. – 13.02.2016 г.
Проблема
Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время?
Актуальность:
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Желание приоткрыть тайны природы делает ребенка любознательным и разносторонним. Воспитание и развитие позитивных чувств – основа экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Живая природа - это и наши соседи по планете - птицы; окружая нас круглый год, приносят людям пользу и радость. С приходом зимы перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, когда с холодами возрастает потребность в доступной пищи. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, а помочь им выжить может человек. Актуальность проекта «В трудный час – помни о нас!» также в том, что у детей отсутствуют систематизированные знания о птицах, понимание необходимости заботиться о них зимой. И мы, педагоги, родители, должны научить воспитанников видеть это, создавать условия для общения ребенка с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель:
- Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
- Привлечение детей и их родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой».
Задачи:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
- Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы, в частности к миру птиц.
- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
- Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга. Обогащать словарный запас детей.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
- Пополнить развивающую среду по теме проекта.
- Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Формы:
- Беседы;
- образовательная деятельность;
- развлечение;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций;
- дидактические игры, подвижные игры;
- Консультации для родителей.
Методы:
- словесные;
- наглядные: рассматривание, показ;
- практические: продуктивная деятельность;
- игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.
Условия реализации:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами ДОУ.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- «Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель" 2011г.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995
- Помораева И.А. Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.
Информационные ресурсы:
- интернет;
- библиотека методического кабинета ДОУ.
Ожидаемый результат:
для детей:
- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года;
- осознание воспитанниками важности природоохранных мероприятий.
для родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей;
- активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ;
- повышение интереса к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края;
- гармонизированы детско-педагогические отношения.
для педагогов:
- внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о зимующих птицах;
- создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
- оптимизация процесса сотрудничества с родителями.
Перспектива:
С целью повышения познавательной активности детей необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
План реализации проекта
Этапы |
Содержание деятельности |
Сроки |
Подготовительный этап |
Составление плана работы . Сбор методической и художественной литературы по теме. Мониторинг уровня знаний. Анкетирование родителей. Разработка содержания проекта.
|
13.01-15.01 |
Основной этап |
Рисование: « Птицы на кормушке», «Воробьи клюют зернышки», «Моя любимая птичка» Аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» Лепка «Киньте крошек воробью – я вам песенку спою». Цель: учить передавать образы птиц в лепке, аппликации, рисовании, развивать мелкую моторику Беседы: «Посещение птичьей выставки» Цель: Познакомить детей с названиями зимующих птиц. «Птицы зимой». Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
«Трудно птицам зимовать». Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление. Познавательное развитие. Приобщение к социальным ценностям, ознакомление с миром природы с использованием ИКТ «Зимующие птицы». Фотовыставка «Как мы птицам помогали» Цель: учить детей по фотографиям составлять рассказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки. Рассматривание альбомов:
Рассматривание картин:
|
21.01 25.01 09.02
27.01
29.01
18.01
19.01
20.01
25.01
10.02
В течение проекта
В течение проекта |
«Воробушки и автомобиль», «Птичка и птенчики». |
в течение проекта |
|
Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница для птиц»; «Столовая для птиц»; «Семья», сюжет «Покупаем корм для птиц»; сюжет «Мастерим кормушку». |
в течение проекта |
|
Дидактические игры:
«Угадай, что за птица», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Кто что ест», «Угадай, какая птичка улетела». Разрезные картинки. |
В течение проекта
|
|
Чтение художественной литературы:
Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», А. Яшин «Покормите птиц». Загадывание загадок. Чтение стихотворений о зимующих птицах «Поэтическая страничка». Прослушивание аудиозаписи голосов птиц. Наблюдение за птицами на участке д/сада:
Просмотр презентаций, мультфильмов о
|
В течение проекта
|
|
Пополнить развивающую среду по теме проекта. Оформление уголка книги о птицах. Оформление картотеки загадок о птицах. Подборка стихов о птицах. Фотогалерея зимующих птиц. Подборка физкультминуток о птицах. Лото «Зимующие птицы». Шапочки с изображением птиц для подвижных игр. Пальчиковые игры по теме «Зимующие птицы».
|
В течение проекта |
|
Работа с родителями Конкурс «Лучшая эмблема для проекта». Семинар – практикум «Как розовые яблоки на ветках снегири». Наглядная информация для родителей: ширма «Как правильно кормить птиц зимой», ширма «Покормите птиц зимой». Экспо - выставка «Зимний корм для птиц 2016». Экологическая рубрика « Это интересно» (из жизни зимующих птиц) в родительский уголок. |
18.01
22.01
В течение проекта
29.01 |
|
|
Консультации для родителей: «Не забывайте о птицах зимой», «Чтоб услышать птиц весной – покормите их зимой», «Помоги пернатым», Изготовление памятки «Покормите птиц». |
В течение проекта
16.01 |
|
Совместная деятельность родителей и детей. Семейно - экологическая викторина «Зимующие птицы». Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового и других материалов). Сбор корма для птиц «С каждого по зернышку». Выставка «Птицы – наши друзья» (поделки птиц с использованием природного, бросового и других материалов). Акция «А Вы кормили птиц этой зимой?». |
02.02
29.01-03.02
В течение проекта
05.02 |
Заключительный этап |
Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта. Экологический досуг «Поболтушки у кормушки» (с применением ИКТ) Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц». Плакат «В самый трудный час, спасенье птицы ждут от вас». Оформление мини – выставки детского творчества
Акция «Покормите птиц зимой» |
11.02
13.02
В течение проекта
29.01 10.02
12.02 |
- Выводы:
- В процессе реализации проекта созданы необходимые условия для формирования у детей целостного представления о жизни зимующих птиц:
- Воспитанники получили новые знания о зимующих птицах, стали более любознательны, раскрылись творческие способности детей, познавательная активность.
- Свои впечатления, полученные эмоции, дети воплотили в различных видах деятельности: играх, образовательной деятельности, наблюдениях, практической деятельности и т. п.
- Благодаря проекту пополнился словарный запас детей, дети получили возможность больше общаться со своими сверстниками.
- Воспитанники стали бережнее относиться к природе родного края, с удовольствием вместе с родителями участвовали в акциях, конкурсах, совместной трудовой деятельности.
- Родители нашей группы получили возможность осознать доминирующую роль семейного воспитания и роль дошкольного учреждения как
«помощника» семьи в воспитании у детей начала основ экологической культуры.
- Воспитатели группы пополнили свои разработки методическим и практическим материалом по проекту; совершенствовали мастерство, активизировали творческий поиск в реализации проекта о зимующих птицах, применяли в работе с родителями разнообразные формы сотрудничества.