Сидорова Оксана Олеговна
Педагог-психолог, МАОУ СОШ №90 СПО "ООШ №17", Челябинская область, г. Златоуст
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сидорова О.О. Использование сказки в коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР // Совушка. 2016. №4(6). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
«В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!»
М. Шаинский
В последние годы в России на фоне кардинальных изменений в политической, социально-экономической и духовной жизни остро назрела проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении.
Проблема изучения эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в настоящее время стала наиболее актуальной, поскольку количество таких детей неуклонно растет. Этот рост связан как с биологическим неблагополучием, так и с нежелательными социальными последствиями, вызывающими эмоциональную дезадаптацию у детей данной категории. Изучение факторов, влияющих на формирование эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР, определяется высоким уровнем риска по отношению к развитию у детей девиантных форм поведения. Нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании его личности в целом.
В работах Л.С. Марковой указывается, что у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирован механизм понимания эмоциональных состояний других людей:
Младшие школьники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи и знать не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость, т.е. не понимают, что такое «порадоваться за другого».
В своих исследованиях Н. В. Бабкина указывает, что главное направление развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР – это формирование способности управлять эмоциями. Эмоции становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, становятся устойчивыми, приобретают глубину. У ребёнка появляются высшие чувства – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.).
Психологическое развитие младших школьников с задержкой психического развития определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни. Присущие детям данной категории особенности эмоциональной сферы, ставят необходимостью более формирование коррекционного процесса. Коррекция будет проходить более успешно, если в процесс обучения включить сказку.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
В основе обучения детей с задержкой психического развития я применяю новую технологию - сказкотерапию. Работаю уже второй год. В своей работе использую такие сказки, как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Прежде чем рассказывать содержание сказки детям, я адаптирую, упрощаю, если необходимо, убираю или ввожу новых героев. Перед тем как начать работу со сказкой, готовлю наглядность, изображения тех или иных героев, участвующих в сказке.
Сказочные герои рассматриваются как персонифицированные эмоции. Какие бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. В сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.
Отождествляясь с героем, ребенок не умом, а всем своим существом проживает необходимые для него состояния. И здесь мы встречаемся еще с одним замечательным свойством сказки: она требует от ребенка активного участия. Погружаясь в сказочный мир, ребенок живет за своих героев, преодолевает препятствия, побеждая самостоятельно зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт, т.е. превращается в самостоятельного, компетентного субъекта деятельности.
После прочтения и обсуждения сказки в своей работе я использую следующие виды деятельности: рисование, лепка и аппликация. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли.
Использование сказки дает положительные результаты в формировании эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития, формируется потребность в общении с окружающими людьми (школьники учатся дружить), они адекватно реагируют на происходящее вокруг, эмоционально откликаются на происходящие ситуации в общении, проявляют свои эмоциональные состояния в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе.
Цель моей работы: развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Методы и приемы работы:
Список литературы