Зданевич Галина Владимировна, Гомозова Светлана Анатольевна
Воспитатель, старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №39", г. Воронеж
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Зданевич Г.В., Гомозова С.А. Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.
Л.С. Выготский
Современные дети живут в эпоху компьютеризации и информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить творчески и самостоятельно.
Детское экспериментирование заслуживает особое внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников.
Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную и ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать логику, мышление, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
- формулирование выводов;
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастными особенностями. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство применение метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируется трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня активности.
- формируются самостоятельность, целеполагание, способность какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
Основная задача воспитателей и родителей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю!
В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
Список литературы