Асатова Светлана Ралифовна
Учитель-логопед, МАДОУ детский сад КВ №33, г. Наро-Фоминск-10
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Асатова С.Р. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
Цели:
Оборудование: зеркало, удочка, поплавок, грузило-магнит, карточки для графического анализа звука, рыбки на скрепке
Ход занятия
Этапы |
Содержание |
Орг. момент
|
Повторим правило речи. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре. Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим.
|
Объявление темы
|
Послушай внимательно стихотворение, которое я тебе сейчас прочитаю: Мальчик Митя – рыболов. А у Жени рыбы лов. Рыболовство – это страсть То, чем рыбу ловят – снасть. - О чем говорится в стихотворении? - Назови первый звук в слове РЫБОЛОВ. - Да, это звук [Р]. И сегодня на занятии мы будем следить за правильным произношением звука [Р], узнавать этот звук в речи, учиться произносить его в словах. Давай присоединимся к мальчикам и тоже поедем на рыбалку.
|
Развитие общей моторики
|
Мы отправляемся на лодке. И вдруг увидели… Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде, То сожмутся, разомнутся, То зароются в песке. (выполняются движения в такт стихотворению)
|
Развитие мелкой моторики
|
-Рыбки уже водятся в реке, а чем мы будем ловить ее? -Правильно, удочкой. Но сначала надо эту удочку собрать. (Ребенок связывает удочку, поплавок, грузило-магнит)
|
Мимическая гимнастика
|
-А теперь давай покажем выражением лица: - Мы наконец- то поймали рыбу (радость); - Мы поймали большую – пребольшую рыбу (удивление); - Рыбка соскочила с крючка (огорчение).
|
Артикуляционная гимнастика
|
«Чашечка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Дятел», «Фокус»
|
Изолированное произнесение
|
-На чем мы отправились на рыбалку? -На лодке. -Давай заведем мотор нашей лодки (Р-Р-Р) -Молодец! |
Анализ артикуляционного уклада звука
|
-А сейчас давай вспомним, какой у нас звук [Р] (перед ребенком выкладываются карточки для графического анализа звука. Предлагается выбрать те, которые соответствуют звуку [Р].
|
Характеристика звука
|
-Скажи, а звук [Р] у нас гласный или согласный? Почему? -Звонкий или глухой? Почему? -Твердый или мягкий? |
Связь звука с буквой
|
-А сейчас начнем нашу рыбалку. Но не простую. Тебе нужно поймать только тех рыб, в названии которых есть буква Р. Закидывай удочку (удочка с магнитом, рыбки подписанный на со скрепкой).
|
Автоматизация в словах
|
-Кого мы поймали? РЫБУ -Как ласково назвать рыбу? РЫБКА -Кто ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ -Какой можно сварить суп из рыбы? РЫБНЫЙ -Интересно, каких рыб мы поймали? ЕРШ, КАРП, КАРАСЬ, ЩУКА -Какая рыба лишняя? Почему?
|
Итог |
-Итак, над каким звуком мы сегодня работали? -Правильно, над звуком [Р]. -А покажи на карточках, какой это звук? (ребенок при помощи карточек вспоминает правильную артикуляцию звука [Р]) -Молодец! Ты сегодня очень хорошо поработал! Спасибо! |