Поносова Надежда Геннадьевна
Учитель начальных классов, МБОУ "Лицей №1", г. Пермь
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Поносова Н.Г. Классный час: Мы зажигаем огонь в сердце // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
Цель: формирование уважительного и доброго отношения к людям разных возрастов.
Задачи:
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, пословицами, макет костра, листы для работы со словами, написания сочинений, фломастеры, цветные карандаши.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Кто скажет, какое время года у нас за окном? (Осень). Погода какая? (ответы детей).
- Не расстраивайтесь, у нас здесь тепло, не смотря, что за окном пасмурно и холодно. Как вы думаете, что нас может согреть в такую погоду в лесу? Отгадайте загадку:
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь.
(Костер).
- Правильно. Обратите внимание на доску, перед вами изображен большой костер. Что позволяет ему гореть? (Дрова, спички).
- Хорошо. Отгадайте следующую загадку:
Я мала, чуть-чуть свечу,
Если рядом упаду - много горя принесу.
(Искра).
- Вот и мы сегодня будем зажигать огонь, но не настоящий, как в лесу или на даче, а огонь сердец! Что это значит? (ответы детей).
- Огонь доброты состоит из дров – добрых поступков, спичек – желания помочь людям, искр – добрых слов и углей – хороших воспоминаний. Как вы считаете, может ли огонь сердец погаснуть? Можно ли сказать, что огонь сердец – это вечный огонь, который передается из поколения в поколение?
(ответы детей).
- Я предлагаю вам зажечь наш общий огонь сердец, который будет гореть в любую погоду, при любых обстоятельствах. Согласны? Тогда начинаем!
- Первый этап «Дрова».
- Что будет являться дровами для нашего костра? (Хорошие поступки).
- Предлагаю разбиться на группы (по желанию) и инсценировать любой добрый поступок. Время на приготовление – 3 минуты.
- Просмотр сценок учащихся.
- Молодцы, дрова мы подложили. Давайте прикрепим основные поступки, которые вы сейчас продемонстрировали. (На доску крепятся названия поступков (дрова), на плакат с костром).
- Второй этап «Спички».
- Что будет являться спичками для нашего костра? (Желание помогать).
- Только ли знакомым и родным нужно помогать? (ответы детей).
- Посмотрите на доску. Выберите из предложенных фраз те, которые могли бы в вас пробудить желание и стремление помочь. Выбрали? Отлично, прикрепляем в наш костер.
- Третий этап «Искры».
- Ну что, дрова мы собрали, спичками чиркнули, костер разгорелся, горит ярким пламенем. Все? На этом наш костер оставим или еще чего-то не хватает? (ответы детей).
- Что будет являться искрами для нашего костра? (Добрые слова).
- Какие добрые слова вы знаете? (ответы детей). Я выдаю вам листы, на каждый ряд по одному. Каждому ряду нужно написать столько добрых слов, сколько вы знаете и используете в своей речи ежедневно. После того, как выполните, проверим, дети какого ряда у нас вежливые и культурные. Время на выполнение работы – 5 минут. Готовы? Зачитывайте ваши варианты.
- Спасибо, мы продолжаем.
- Четвертый этап «Угли».
- Что будет являться углями для нашего костра? (Теплые воспоминания).
- В начале урока мы выяснили, что огонь сердец – вечный огонь из поколения в поколение. Угли этого костра образуются, к сожалению, когда человек уходит из жизни и после его ухода, у каждого из людей, окружавших его, остаются теплые воспоминания. Предлагаю вам следующую работу. Скоро в нашей стране праздник – день пожилого человека. Этот праздник наших бабушек и дедушек. Им будет очень приятно, если вы напишите им добрые слова, вспомните самые трогательные моменты из встреч с вашими родными. Время на выполнение данной работы – 5 минут.
- Сделали? Давайте прикрепим на наш костер ваши листочки с пожеланиями и воспоминаниями. Спасибо за работу.
Рефлексия, итог классного часа.
- Ребята, давайте подведем итог. Получился ли у нас настоящий костер доброты? Давайте вернемся к теме нашего классного часа. Мы смогли зажечь огонь сердец друг друга? Почему? (ответы детей). Что нам в этом помогло?
- Как вы считаете, какая из представленных на доске пословиц подходит к нашему разговору о доброте сердец. Почему? (ответы детей).
- Добра желаешь, добро и делай.
Добродетель вознаграждается.[1]
Доброе дело два века живет.
Доброму человеку весь мир — свой дом, злому — и своя хата чужая.
Добрым быть — добрым и слыть.[2]
- Какая работа была, на ваш взгляд, самой интересной? Тяжелой?
- Вы – молодцы. Хорошо работали и выполняли задания. Я приготовила вам искры костра – конфеты с прикрепленными к ним пожеланиями.
- Я желаю оставаться вам всегда добрыми людьми, потому, что добро всегда в моде. Если ты зажег огонь доброты в своем сердце, то неси это пламя всю жизнь и дари свет людям.
- Спасибо за работу. До свидания.
Список литературы: