Герасименко Юлия Евгеньевна
Учитель начальных классов, ГБОУ Гимназия № 1257, г. Москва
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Герасименко Ю.Е. Учебная дисциплина: "Обучение грамоте (чтение и письмо)". Тема урока: "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится" // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
Формирование современной информационно-образовательной среды на основе
УМК «Русский язык» В.Г. Горецкого и др. и учебного оборудования
Учебная дисциплина: «Обучение грамоте (чтение и письмо)».
Тема урока: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово. Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов».
Класс: 1.
Ресурсы к уроку (средства обучения):
Печатные:
Электронные:
Технические:
Компьютер учителя с колонками, интерактивная доска и слайд с разлиновкой прописей, мультимедийный проектор, документ-камера, система контроля знаний.
Наглядно-демонстрационные:
Отсутствуют в данном уроке
Дополнительные:
У учащихся: подставка для книг, простые карандаши, шариковые ручки, фломастеры.
У учителя: «Азбука», ч.1,2, «Прописи» №1-4, карандаш, ручка.
Результаты обучения
Предметные
Метапредметные
Личностные
ИКТ:
Ход урока
№ |
Этапы урока |
Содержание этапа урока |
1. |
Актуализация знаний и умений |
Вступительная беседа |
2. |
Изучение материалов урока |
|
2.1 |
Целеполагание |
Создание проблемной ситуации: учитель знакомит учащихся с записью песни «Руки рабочих» на компьютере учителя, просит детей догадаться по её словам, какова будет тема урока, проецируя при помощи документ-камеры на поверхность интерактивной доски соответствующую страницу учебника (пословицу о труде и заголовок на с. 7 учебника). Формулирование задач урока. Посредством документ-камеры учитель выводит изображение с.9-10 «Прописи» на поверхность интерактивной доски. |
2.2 |
Аналитический этап. Чтение. Дискуссия на тему труда |
Напомнив правила ведения дискуссии, учитель инициирует беседу с учениками, которые высказывают своё мнение о смысле пословицы на с.6, затем обобщает смысл пословицы. Далее выявляется смысл второй пословицы, производится совместное сравнение её смысла со смыслом первой. Делается вывод, что вторая пословица тоже о труде, только совместном. По завершении этапа учащиеся оценивают выполнение задачи урока. |
2.3. |
Письмо.
Чтение. Изучение темы «Предложение и слово». |
Учитель выводит на интерактивную доску изображение, как делается штриховка. Дети тренируют обводку круглых линий и овалов в «Прописи» №1 на с.9, штриховку с помощью горизонтальных линий. Учитель производит коррективы в работе учащихся, до рисования и после него проводит пальчиковую гимнастику. Учитель создаёт проблемную ситуацию, произнеся три предложения:
и после каждого из них спрашивает, предложение ли это. Дети стараются сделать вывод по обобщению учителя о предложениях: «Чем предложения отличаются?» Учитель обобщает мнения детей, выводит через документ-камеру тему, правило и схему предложения на с.7 «Азбуки» на интерактивную доску. Учащиеся читают правило и рассматривают схему.
|
3. |
Тренировочные упражнения
Письмо. Выполнение прямых и волнистых линий по образцам в «Прописи» №1 с.9.
Чтение. Закрепление материала.
Письмо. Составление предложений из четырёх слов в «Прописи» №1 на с.10.
Чтение. Тренировка логических УУД по сюжетным картинкам на с.6 «Азбуки». |
Учитель выводит с помощью документ-камеры иллюстрации к сказке со с. 7 «Азбуки» и предлагает учащимся вспомнить сказку «Репка», по рисункам смоделировать предложения из трёх слов в соответствии со схемами. Учитель обращает особое внимание детей на постановку восклицательного знака в конце последнего предложения и уточняет, с какой интонацией нужно его читать.
Учитель выводит на экран интерактивной доски с помощью документ-камеры образцы прямых и волнистых линий на с. 9 «Прописи» №1. В ходе выполнения детьми предложенных упражнений учитель контролирует работу, корректирует посадку.
Закрепление материала о слове и предложении проводится в ходе работы над сюжетной картинкой на с.6 «Азбуки», которая проецируется учителем через документ-камеру на экран интерактивной доски, по заданиям над рисунком. Эта работа связывается с темой труда. Дети под руководством учителя моделируют по схемам предложения из двух и трёх слов, при этом слушающие дети контролируют количество слов.
Учащиеся составляют предложения из четырёх слов в «Прописи» №1 на с.10.Учитель обращает внимание детей на то, что последнее слово в предложении должно писаться с заглавной буквы, читающие дети могут догадаться, что это слово-имя одного из героев рисунка. Оставшееся время дети пишут полуовалы в «Прописи» на с.10. Учитель проводит беседу об инструментах, изображённых на сюжетной картинке «Теремок» на с. 6 «Азбуки», показывая каждый инструмент отдельно с помощью документ-камеры. |
4. |
Итоги уроков |
Беседа по вопросам. |
5. |
Этап рефлексии |
Дети вспоминают учебную задачу уроков, делают вывод, выполнена ли она, оценивают свои достижения, ставя условный знак в прописях |
6. |
Рекомендации для занятий в семье. |
При помощи документ-камеры учитель выводит на экран интерактивной доски сюжетные картинки на с.10 «Прописи», просит детей рассмотреть их и побеседовать дома с родителями об инструментах, которые они используют на работе. |