Васильева Светлана Викторовна
Воспитатель, МДОУ "ЦРР - детский сад "Полянка", Забайкальский край, Борзинский район, пгт. Шерловая Гора
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Васильева С.В. Кружок «Мы – юные журналисты» как один из видов культурных практик ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
Словом можно убить и оживить, ранить и излечить,
Посеять смятение и безнадежность – и одухотворить.
В.А. Сухомлинский
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие дошкольников.
В ФГОС ДО большое внимание уделяется различным видам детской деятельности, развитию у детей самостоятельности, инициативы, и творческих способностей. Современный воспитатель должен осознавать, что от него во многом зависит развитие у детей этих важных качеств.
В связи с принятием ФГОС ДО была пересмотрена программа «Детство» и внесены изменения и дополнения в соответствии с Образовательными стандартами. Одним из дополнений к программе, является введение культурных практик в работу с дошкольниками. Культурные практики формируют культуру личности ребёнка-дошкольника, развивают детскую инициативу, самостоятельность, формируют предпосылки к учебной деятельности.
Одним из видов культурных практик в ДОУ является кружковая работа, то есть объединение детей по интересам.
Хочется порассуждать, и ответить на вопрос: «А нужны ли кружки в детском саду?»
Считаю, что кружковая работа даёт детям главное, во-первых, найти себе занятие по душе, во-вторых, возможность раскрепоститься и проявить инициативу.
В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад «Полянка» ежегодно планируется работа по дополнительному образованию дошкольников в разных образовательных областях. Один из таких кружков, функционирующих в ДОУ – это кружок по социально-коммуникативному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы – юные журналисты».
Целью кружка является формирование связной диалогической речи и коммуникативных навыков через игровую деятельность. Как сказал А.С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Кружок реализует социальную компетентность. Дети знакомятся с профессией журналиста, основами журналистики, учатся брать интервью, выделять главную мысль, высказывать своё мнение и выслушивать мнение других. У детей появляется ответственность за порученное дело. Большое значение на занятиях кружка придаётся эмоционально-волевой сфере детей.
Занятия кружка проводятся, в рамках культурных практик, один раз в неделю во второй половине дня, и для детей старшей группы не превышают 25 минут.
У многих детей старшего дошкольного возраста уже на достаточном уровне сформирована компетентность в сфере общения, овладение коммуникативными навыками. У них есть потребность в общении, желание участвовать в коллективном деле, умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать.[2] Необходимо учить детей культуре речевого общения в различных жизненных ситуациях. [3] Именно на занятиях кружка «Мы – юные журналисты», дети могут реализовать эти потребности, освоить социальные позиции «Я и общество» и «Я в обществе». Во время занятий дошкольники усваивают отношения между людьми и самоутверждаются.
На первом занятии кружка дети посетили детскую библиотеку, где познакомились не только с разнообразием газет и журналов, и, конечно же, заинтересовались, кто и как их издаёт.
В течение всех следующих занятий в совместной деятельности мы попытались найти ответы на все интересующие вопросы. Дети находили всю необходимую информацию не только на занятиях кружка, но и дома вместе с родителями. А затем делились полученными знаниями друг с другом.
Большое внимание уделяется беседе. Проведение бесед с детьми раскрыли в своих работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Е.И. Радина. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника.[4]
Ребята не только познакомились в доступной форме с журналистикой, но и попробовали себя в разных видах журналистской деятельности. Во время сюжетно-ролевых игр, таких как «Мы – журналисты», «Гость в редакции, дети выполняли роли журналиста, корреспондента, фотографа, редактора газеты и др. Очень нравится детям брать интервью на различные темы. Для этого разработаны специальные схемы. Интервью – это не только интересное, но и очень полезное занятие, развивающее речь ребёнка, логическое мышление, память, познавательные интересы.
С большим интересом и желанием юные журналисты отбирают и редактируют собранный материал, а затем выпускают очередной выпуск газеты, которую назвали «Слово на ладошке».
Работа кружка «Мы – юные журналисты» предполагает систему бесед, игровых упражнений, заданий, различных видов игр: сюжетно-ролевых, словесных, дидактических. Также обязательно запланирована продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игр, схем, рисование иллюстраций, выпуск газеты…
Вся деятельность кружка проходит очень познавательно и интересно. Дети с нетерпением ждут очередного занятия, готовятся, надевают кепки, галстуки и пытаются догадаться, чем они будут заниматься.
Результаты свидетельствуют о том, что уровень речевой и коммуникативной компетентности детей, занимающихся в кружке «Мы – юные журналисты», повысился. В результате дети не только приобрели знания о профессии журналиста, познакомились с нормами речевого общения, но и стали использовать эти знания в различных игровых и жизненных ситуациях.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что кружок «Мы – юные журналисты», как и другие виды культурных практик, обладает уникальной возможностью для создания условий оптимального развития речевого, умственного, познавательного, так и развития у детей коммуникативных навыков и творческих способностей.
И в заключении хочется дать ответ на поставленный в самом начале вопрос: «Нужна ли, в принципе, в ДОУ кружковая работа?» Ответ однозначный: «Да, нужна!»
Литература: