Психолого-педагогические подходы к формированию отношений педагогов ДОО с родителями

Куцая Александра Сергеевна

Педагог-психолог, МБДОУ № 25 "Колокольчик", г. Видное


Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Куцая А.С. Психолого-педагогические подходы к формированию отношений педагогов ДОО с родителями // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 08.05.2024 ).


Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной образовательной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

При осуществлении взаимодействия и определении его форм следует учитывать ряд положений:

  • необходимость корректного и добровольного привлечения родителей к педагогическому процессу;
  • использование вариативных форм взаимодействия (дистантных - контактных, индивидуальных - коллективных) с целью обеспечения личностно- ориентированного подхода;
  • признание уникальности и вариативности взаимодействия родителей и педагогов;
  • необходимость последовательной и системной работы по активизации взаимодействия родителей и педагогов;
  • активизация взаимодействия с родителями с опорой на повышение их компетентности по данному вопросу, включающее расширение и углубления  их знаний по проблеме, развитие педагогических умений

Организовывая работу с родителями, специалисты ДОО должны учитывать, что современные родители достаточно образованы. У большинства из них есть доступ к педагогической информации, которая на них «обрушивается» из разнообразных источников: периодических изданий, теле- и радиопрограмм, сайтов Интернета, популярной педагогической литературы.

Однако, для родителей педагогические знания не являются основным. Иногда родители свои знания на практике, в каждодневном общении с ребёнком, применить не могут. Так, например, сложившиеся стереотипы родителей мешают подготовке ребёнка к школе: родители зачастую под готовностью к школе понимают умение читать, выполнять несложные арифметические действия и считать.

Существуют расхождения и в понимании роли детского сада и семьи в реализации важной общей цели – подготовки ребёнка к школе. Одни родители не доверяют педагогам ДОО и пытаются решить эту проблему самостоятельно, другие полностью перекладывают на детский сад подготовку детей к школе. Это, как правило, говорит об отсутствии эффективного взаимодействия педагогов и родителей.

Необходимо строить взаимодействие между ДОО и семьями воспитанников в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию. При этом важно, учитывая личностный опыт родителей, использовать вариативные методы и формы образования родителей, развивать их рефлексию, делая упор на познавательной и эмоциональной сторонах взаимодействия.

Если родители плохо идут на контакт или настроены негативно, необходимо помочь родителю высказываться, но дать ему понять, что не только он может быть прав, научить видеть положительные перспективы.

Несомненно, взаимодействие специалистов ДОО с семьей можно осуществлять по-разному. Важно лишь избегать формализма. Основная цель всех видов и форм взаимодействия педагогов с семьей, как подчеркивает  Т.В.Кротова, это установление между детьми, родителями и педагогами доверительных отношений, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, объединение всех участников образовательного процесса в одну команду .

Как показывают исследования Е. П. Арнаутовой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего:

  • от постановки в ДОО воспитательно-образовательной работы;
  • от инициативы администрации;
  • от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

В то же время, педагоги зачастую к родителям относятся как к объектам воспитания, а не как к субъектам взаимодействия. По мнению авторов (Е.П.Арнаутовой, В.П. Дубровой и др.), детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда родители имеют реальную возможность свободно, по своему усмотрению включаться в жизнь группы, знакомиться с деятельностью ребенка в ДОО в удобное для них время, познакомиться со стилем общения воспитателя с детьми. Родители воспринимают детей «другими глазами», если наблюдают их в новой обстановке.

Проблемой является и то, что выбор той или иной педагогической стратегии воспитателем определяется профессиональными и житейскими представлениями, его психологическими особенностями, происходит зачастую стихийно и неосознанно. Воспитатель детского сада – это массовая и, к большому сожалению, не слишком престижная профессия. Ее ряды пополняются как юными выпускницами педагогических колледжей, так и женщинами, которые не могут работать по основной специальности по семейным обстоятельствам. Многих воспитателей устраивает близость детского сада к дому, график работы и пр. Существующая на сегодняшний день система повышения квалификации и краткосрочной переподготовки кадров работников ДОО позволяет познакомить лишь с общими приемами дидактической и методической работы, дать воспитателям поверхностное представление об основных закономерностях личностного и психического развития детей. Профессионализм взрослого, пришедшего работать в детский сад, зачастую подменяется душевными, чисто человеческими качествами.

Т. Н. Доронова отмечает, что основополагающий момент в отношениях семьи  и ДОО - это «…личное взаимодействие педагога и родителей по поводу успехов и неудач, сомнений и размышлений, трудностей и радостей в процессе воспитания ребенка в конкретной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в оптимизации его развития, в решении его индивидуальных проблем» .

Выводы. Важной задачей ДОО является повышение заинтересованности родителей в совместной работе, создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО. Необходимо сделать родителей активными участниками образовательно-воспитательного процесса, оказывать систематическую психолого-педагогическую поддержку.

 

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. 
  3. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова  // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1.
  4. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждений и родителей / Т.Н Доронова, Г.В Глушкова, Т.И Гризик. - М.: Просвещение, 2006.