Алексеева Галина Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, г. Искитим Новосибирская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Алексеева Г.Н. Исследовательские задания на уроках математики // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
В рамках реализации ФГОС НОО и Концепции развития математического образования особое внимание уделяется повышению интереса к математике, а также углублению и расширению математических знаний и представлений младших школьников.
Согласно ФГОС НОО, проблема развития исследовательских навыков занимает одно из центральных мест, подчёркивается, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: «освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».[5, с.9]
По мнению В.А. Далингера: «Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.»[1,с. 1]
Приобщая детей к исследовательской деятельности, учитель нацелен на процесс, а не на результат. Главное условие достижения результата — заинтересовать ребенка и вовлечь в атмосферу деятельности.
Выделяют два подхода к обучению: традиционный «ученик изучает новую теорию, решает задачу, получает оценку и ждёт от учителя новой задачи. Предполагается, что у задачи есть единственный правильный ответ, и учитель его знает» и исследовательский «ученик сам ставит вопросы и ищет на них ответы, выдвигает гипотезы, доказывает и опровергает их. Всякий полученный ответ может стать основанием для новых вопросов. Результат может быть не известен учителю заранее».[3, с.1]
Педагог может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. В условиях исследовательского обучения педагог должен уметь находить любые ответы, исследуя разные проблемы и уметь научить этому детей.
Исследовательские задачи (решение которых предполагает выполнение нескольких этапов исследования) являются основной формой организации исследовательской деятельности учащихся. Их решение лежит в зоне ближайшего развития младших школьников.
Бытует три мнения об исследовательских задачах:
Материал начальной школы позволяет вводить элементы исследования.
Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке, так как сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит и исследование проблемы с разных сторон. Начинать нужно с заданий доступных каждому ученику.
«Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.»[1, с. 2]
Урок математики, на котором применяется исследовательский метод, содержит следующие учебные элементы:
Рассмотрим фрагмент урока по теме «Треугольник» в 1 классе.
(На доске модели геометрических фигур.)
-Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники?
-Как вы находите треугольники, по каким признакам?
-Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?
1.Сложите треугольник из счетных палочек.
-А как вы думаете – из любых трех палочек можно сложить треугольник?
-Давайте проверим.
(У детей наборы полосок разной длины.)
-Получилось? Почему?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Треугольник можно сложить не из всяких палочек.
-Что нужно знать для того, чтобы из трех взятых палочек сложить треугольник?
(Какие бы две палочки из трех не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.)
2.Сложите треугольник из палочек.
-Что нужно проверить?
(Любые две из этих палочек вместе длиннее третьей.)
3.Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.
-Скажите: почему из них не получился треугольник?
4.А из трех одинаковых палочек всегда можно сложить треугольник?
-Что можно сказать о его сторонах?
-Правильно. У него все стороны равны друг другу.
-А кто может сказать, как называется такой треугольник?
5.Работа в парах
-Изготовьте каркас равностороннего треугольника из спичек и пластилина.
-Наложите получившиеся треугольники друг на друга.
-Что вы можете сказать об углах этих треугольников?»
Большие возможности для организации исследовательской деятельности представляют «Наглядные таблицы по математике для начальных классов» Смолеусовой Т.В.
Основное содержание обучения математике в «Примерной программе по математике» представлено шестью разделами:
Т.В. Смолеусова в «Наглядных таблицах по математике» выделяет семь содержательных линий:
«Наглядные таблицы» содержат материалы, которые можно использовать для составления творческих исследовательских заданий. Цель такой работы заключается в том, чтобы делать математические открытия на уровне, доступном ученику.
Рассмотрим примеры таких заданий, составленные детьми для своих одноклассников по каждой содержательной линии.
Отношения
Числа. Запись чисел.
Арифметические действия
Свойства арифметических действий. Алгебраический материал.
Задача и процесс её решения.
Величины. Измерение величин.
Какие единицы измерения величин нужно знать, чтобы отмерить необходимое
количество продуктов? Сочини об этих величинах сказку.
Геометрический материал.
Практика проведения учебного исследования с младшими школьниками может рассматриваться и как одно из направлений внеурочной деятельности, связанное с основными учебными процессами и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности.
Если мы хотим действительно хотим развивать детей, то должны руководствоваться следующей формулой: «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».[1, с.7]
Список литературы