Жаркова Марина Александровна
Учитель - дефектолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №6 "Рябинка", Тамбовская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Жаркова М.А. Игры на развитие звукового анализа и синтеза // Совушка. 2016. №3(5). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 22.02.2025 ).
Игра «Кружатся диски»
Цель: упражнять детей в определении заданного звука в слове, умении давать ему характеристику и подбирать к нему соответствующее условное обозначение.
Описание: картонные диски с условными обозначениями звуков, 2-3 сменяемых диска с наклеенными на него картинками.
Задание: повернуть диск с картинками к той, что окажется в игровой зоне, подобрать условное обозначение первого (последнего, второго и т.д.) звука.
Игра «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звуков в словах.
Описание: На карточках-пазлах, которые на обратной стороне имеют крепление типа «липучка» наклеены картинки.
Задание: собрать цепочку, соединяя картинки таким образом, чтобы последний звук слова на первой карточке совпадал с первым звуком слова на второй и так далее.
Игра «Шифровальщики»
Цель: упражнять в определении количества звуков в слове и составлении звуковой схемы к ним.
Описание: набор условных обозначений звуков, картинки для анализа звукового состава.
Задание: выложить звуковую схему слова (зашифровать его).
Игра «Построим пирамидку»
Цель: упражнять в определении количества звуков в слове.
Описание: набор картинок, название которых состоит из 3-5 звуков.
Задание: выложить картинки таким образом, чтобы получилась пирамидка (верхний ряд – слова, состоящие из 3-х звуков, второй ряд – слова, состоящие из 4-х звуков, нижний ряд – слова, состоящие из 5-и звуков).
Игра «По ровненькой дорожке»
Цель: упражнять в определении места звука в слове и умении давать характеристику заданного звука.
Описание: плоскостное изображение шагающего человечка, дорожки с нанесёнными на ней делениями, условные обозначения звуков (всё на магнитах), магнитная доска.
Задание: передвигая человечка по дорожке, определить место заданного звука в слове, предварительно дав ему характеристику.
Игра «Звуковые часы»
Цель: упражнять в определении слов сходных и различных по звучанию, слов с одинаковыми звуками.
Описание: на плоскости в центре расположены две подвижные стрелки, а пор кругу в виде циферблата расположены картинки.
Задание: стрелками указать на слова, сходные по звучанию; слова, которые начинаются с одинаковых звуков.
Игра «Цветные коробочки»
Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.
Описание: две коробочки – одна красного цвета, другая синего; набор картинок.
Задание: в красную коробочку положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а в синюю те, которые начинаются с согласного звука.
Игра «Весёлый кубик»
Цель: упражнять в умении давать характеристику первых (последних) звуков слов, находить слово по данному условному обозначению.
Описание: набор кубиков, на стороны которого наклеены картинки. 1 кубик с условными обозначениями звуков.
Задание: вращая кубик, ребёнок произносит: «Крутись, вертись на бочок ложись». С окончанием слов на верхней стороне кубика назвать картинку и первый (последний) звуки в её названии.