Поспелова Людмила Ивановна
Учитель-дефектолог, КГКУ "Красноярский детский дом №1", г. Красноярск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Поспелова Л.И. Подготовка к обучению грамоте и развитие речи с использованием моделирования (описание реализуемой инновационной практики: «Учимся, играя!») // Совушка. 2025. №4 (42). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/42 (дата обращения: 30.09.2025).
Заказ № 2541204
Твердят :
«Вначале было СЛОВО…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви –
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви
Актуальность: Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной деятельности (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процесса звукобуквенного анализа и синтеза.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), а также огромный опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно- развивающим программам, позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
Так, инновационная практика «Учимся, играя!» предусматривает звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. В реализуемой практике широко используется моделирование, с помощью которого осуществляется звуковой анализ слова. Работа с моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям дошкольника.
Итак, организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте.
Новизна: «Учимся, играя!» - результат напряженных поисков и размышлений о том, как и с помощью каких средств и методов зажечь в глазах ребенка пытливый огонек жажды знаний. Это попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Отталкиваясь от огромного опыта логопедической работы, можно отметить, что процесс обучения грамоте для многих детей не вызывает живого интереса, и что бы этот процесс превратился в увлекательную игру, я решила превратить буквы в веселых человечков. Таким образом, дети настолько увлекаются и включаются в игровой процесс, что даже не сразу осознают, как начинают читать односложные слова.
При работе с дошкольниками важно учитывать их психофизиологические особенности такие как, рассеянное внимание, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость. Следовательно, в процессе обучения, необходимо проводить физкультминутки. В своей практике «Учимся, играя!» я использую «азбуку движений», благодаря которой дети могут превращаться в буквы, используя физические упражнения. Так, «азбука движений» позволяет избежать психических и физических перегрузок, усваивать знания с интересом, положительным отношением и эмоциями.
Основными методами обучения:
Практическая значимость: Дошкольное образование, являясь звеном общей системы образования, выполняет социальный заказ начальной школы – готовит детей к школе. Учителей начальных классов, на протяжении ряда лет, не удовлетворяет уровень речевой готовности выпускников ДОУ к обучению чтению и письму. В адрес дошкольных учреждений звучат претензии относительно недостаточной сформированности у детей фонематических процессов и звуковой стороны речи.
Проблема подготовки старших дошкольников к обучению грамоте является также актуальной, так как программа по обучению чтению первоклассников требует в подготовительный период, т.е. до основного букварного, научить детей различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; определять твёрдость и мягкость, глухость и звонкость согласных, количество звуков в слове, их характер; выделять ударный слог; соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью; пользоваться разными способами словообразования и словоизменения; пользоваться развёрнутой фразовой речью, работать с предложением и т.д.
Таким образом, чтобы качественно подготовить старших дошкольников к обучению грамоте, требовалась продуманная организация работы педагогического персонала во взаимодействии с учителем-логопедом.
Цель: Первоначальная подготовка детей к обучению грамоте и развитие связной речи
Задачи:
Деятельность по реализации: Коммуникативная направленность коррекционного обучения реализуется в заданиях, включающих отработку всех форм речевой деятельности: слушание, говорение, письмо и чтение. Одновременная работа над всеми компонентами речевой системы осуществляется при максимальной концентрации внимания на основные задачи каждого этапа.
- Первый этап коррекционной работы - Обследование: (Прежде, чем приступить к работе, необходимо знать особенности каждого ребенка их знания, умения и навыки). Формы работы: (наблюдения, беседа, анализ рисунков, тестирование).
- Второй этап - Психологическая готовность ребенка к самому процессу познания: Формы работы: (развивающая среда, наглядность, игры, психологический настрой, интерес, любопытство, соревнования).
Виды деятельности: («Учимся, играя»; «Путешествие в страну знаний»; «Путешествие в город звуков»; «Лесная школа»).
Основной принцип работы: - Мотивация (желание познать новое). Ребенка не надо учить, не надо навязывать ему учебный материал, нужно направлять ребенка, опираясь на его личный опыт.
- Третий этап: Процесс познания: Цель: - Учимся – играя! Весь процесс обучения строится по принципу постоянного движения: от конкретного к абстрактному; от чувственного познания к логическому мышлению.
В течение года меняю тактику построения занятий, усложняю игры, задания, увеличиваю речевую активность детей. Использую такой прием, как - гибкость в работе или, когда детям отводится ведущая роль («Найди ошибку»; «Подскажи словечко»; «Закончи фразу»; «Выручай-ка!»; «Помоги незнайке»; «Хитрые задачки»; «Игра наоборот»).
Стараюсь уважительно относиться к любому высказыванию детей, использую фразы: Как ты думаешь? Почему ты так думаешь? Давайте поспорим! Кто думает по-другому? Докажи и объясни!
На занятиях необходимо чувствовать детей, избегать переутомления.
Особую роль уделяю физическим и индивидуальным особенностям детей. А также использую в работе - смену видов деятельности (физминутки, пальчиковую гимнастику, упражнения на расслабления, психогимнастику, считалки, игры с проговариванием).
При подборе учебно-дидактического материала, я отдаю предпочтение заданиям, содержащим разноаспектные коррекционные возможности, активизирующим мыслительную и речевую деятельность детей, их творческий потенциал, способствующим восполнению пробелов формирований психологических предпосылок к обучению (схемы-модели, игры, шифровки, ребусы). Они так похожи на самих детей! Гласные – это симпатичные девочки в красных бантиках и платьицах. А согласные – мальчики в сине-зеленых костюмах (синий цвет – твердые согласные, зеленый – мягкие согласные), некоторые из них изображены с колокольчиком в руках (это звонкие согласные). Эти веселые человечки, как и дети, очень любят играть. Так, если они веселятся на «полянке», то звуки участвуют в процессе образования обратных слогов, а если они катаются с «горочки», то – прямых слогов. Таким образом, дети настолько увлекаются и включаются в игровой процесс, что даже не сразу осознают, как начинают читать односложные слова.
Литература: