Шеншина Мария Анатольевна
Воспитатель, Детский сад № 47 г. Белгород, г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Шеншина М.А. Современные методы и приемы проведения развивающих занятий с детьми раннего возраста (из опыта работы МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода) // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 15.08.2025).
Заказ № 2537700
Ранний возраст − это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы личности, формируются базовые навыки и умения, происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Именно в этот период особенно важно создать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, используя современные методы и приемы, учитывающие его индивидуальные особенности и потребности. В нашей группе раннего возраста №2 «Утята» МБДОУ д/с № 47 г. Белгорода, мы постоянно находимся в поиске новых, эффективных подходов к организации развивающих занятий, стремясь сделать их максимально интересными, полезными и соответствующими требованиям ФГОС ДО, ФОП ДО.
Традиционные методы, безусловно, имеют право на существование, однако, в работе с детьми раннего возраста они часто оказываются недостаточно эффективными. Малыши быстро теряют интерес к однообразной деятельности, им сложно удерживать внимание на протяжении длительного времени, поэтому мы стараемся использовать более современные, интерактивные и игровые методы, которые позволяют вовлечь каждого ребенка в активный процесс обучения.
Одним из таких методов является игровое обучение. Игра − это ведущий вид деятельности в раннем возрасте, поэтому именно через игру мы стараемся донести до детей новые знания и умения. Например, при изучении цветов мы используем игру «Разноцветные корзинки». Детям предлагается разложить разноцветные шарики по корзинкам соответствующего цвета. В процессе игры они не только запоминают названия цветов, но и развивают мелкую моторику, координацию движений, внимание и усидчивость. Или, например, при изучении геометрических фигур мы используем игру «Чудесный мешочек». В мешочке находятся различные геометрические фигуры, и дети на ощупь должны определить, что это за фигура. Эта игра развивает тактильные ощущения, воображение и логическое мышление.
Еще одним эффективным методом является метод проектов. Проектная деятельность позволяет детям исследовать окружающий мир, находить ответы на интересующие их вопросы, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Например, в нашей группе мы реализовали мини-проект «Огород на окне». Дети вместе с воспитателем посадили семена различных растений, ухаживали за ними, наблюдали за их ростом и развитием. В процессе реализации проекта они узнали много нового о растениях, научились заботиться о них, развили наблюдательность и исследовательские навыки.
Важную роль в нашей работе играет использование сенсорных материалов. Сенсорные материалы позволяют детям развивать тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные ощущения, что способствует развитию их познавательной активности и интеллекта. Например, мы используем сенсорные коробки с различными наполнителями (крупа, песок, вода, камушки), которые позволяют детям экспериментировать с разными текстурами и материалами. Мы также используем музыкальные инструменты, которые позволяют детям развивать слух и чувство ритма.
В своей работе мы активно используем технологию «пальчиковой гимнастики». Пальчиковая гимнастика − это комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук, которая тесно связана с развитием речи и интеллекта. Мы проводим пальчиковую гимнастику ежедневно, используя различные стишки и потешки, которые делают занятия более интересными и увлекательными. Например, мы используем упражнение «Пальчики здороваются», в котором дети поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук, имитируя приветствие.
Особое внимание мы уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда должна быть безопасной, комфортной, эстетичной и стимулирующей познавательную активность детей. В нашей группе мы создали различные уголки, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности: уголок для сюжетно-ролевых игр, уголок для конструирования, уголок для рисования и лепки, уголок для чтения книг. Мы постоянно обновляем и пополняем развивающую среду, учитывая интересы и потребности детей.
Важным аспектом нашей работы является индивидуальный подход к каждому ребенку. Мы учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребенка, его темперамент, характер, интересы и потребности. Мы стараемся создавать для каждого ребенка индивидуальную траекторию развития, которая позволит ему максимально раскрыть свой потенциал. Например, если ребенок проявляет интерес к рисованию, мы предлагаем ему больше заданий, связанных с рисованием, и используем различные техники рисования. Если ребенок испытывает трудности в развитии речи, мы уделяем больше внимания развитию его речи, используя специальные упражнения и игры.
Нельзя не отметить важность взаимодействия с родителями. Родители − это наши главные партнеры в воспитании и развитии детей. Мы регулярно проводим консультации, беседы, родительские собрания, на которых рассказываем о современных методах и приемах развития детей раннего возраста, даем рекомендации по организации развивающей среды в домашних условиях, отвечаем на вопросы родителей. Мы также привлекаем родителей к участию в различных мероприятиях, проводимых в группе, таких как праздники, выставки, конкурсы.
Примером успешного взаимодействия с родителями стал наш совместный проект «Семейные традиции». В рамках этого проекта родители рассказывали о традициях своей семьи, приносили фотографии, поделки, рассказывали истории. Дети с большим интересом слушали рассказы родителей, узнавали много нового о своих семьях и о семьях своих друзей. Этот проект способствовал укреплению взаимоотношений между детьми и родителями, развитию чувства гордости за свою семью, формированию уважительного отношения к традициям других семей.
В заключение хочется отметить, что использование современных методов и приемов в работе с детьми раннего возраста позволяет сделать процесс обучения более эффективным, интересным и увлекательным. Игровое обучение, метод проектов, использование сенсорных материалов, технология «пальчиковой гимнастики», создание развивающей предметно-пространственной среды, индивидуальный подход к каждому ребенку, взаимодействие с родителями – все эти методы и приемы позволяют нам создать благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка в нашей группе №2 «Утята». Мы постоянно находимся в поиске новых, эффективных подходов к организации развивающих занятий, стремясь сделать их максимально полезными и соответствующими требованиям современного образования. И мы уверены, что наши усилия не пройдут даром, и наши воспитанники вырастут успешными, счастливыми и гармонично развитыми личностями.
Литература:
Приложение
Конспект занятия по сенсорному развитию в группе раннего возраста
Тема: «Волшебные коробочки»
Цель - развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста.
Задачи: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, формировать умение различать предметы по форме, размеру, текстуре, развивать внимание, память, воображение, воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Материалы:
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, где живут коробочки с разными секретами.
2. Вводная беседа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые коробочки у нас есть. Они все разные: большие и маленькие, круглые и квадратные. А что же в них лежит? Хотите узнать? (Ответы детей).
3. Основная часть.
Воспитатель: Давайте откроем первую коробочку. Ой, что это? (Воспитатель достает из коробочки крупу). Какая крупа на ощупь? (Ответы детей). Она шершавая, сыпучая, мелкая. Давайте пересыпем крупу из одной ручки в другую. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: А теперь давайте откроем вторую коробочку. Что это? (Воспитатель достает из коробочки песок). Какой песок на ощупь? (Ответы детей). Он мягкий, теплый, сухой. Давайте построим из песка горку. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: А теперь давайте откроем третью коробочку. Что это? (Воспитатель достает из коробочки камушки). Какие камушки на ощупь? (Ответы детей). Они твердые, гладкие, холодные. Давайте разложим камушки по цвету. (Дети выполняют задание).
(Аналогично воспитатель знакомит детей с другими наполнителями коробочек).
4. Игра «Найди пару».
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру. У меня есть игрушки разного размера и формы. Давайте найдем для каждой игрушки свою коробочку. (Дети выполняют задание).
5. Закрепление материала.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
6. Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Вы узнали много нового о разных материалах, научились различать их на ощупь, развивали свои ручки и пальчики.