Чернова Наталия Ринатовна
Учитель, ГОУ ТО «Кимовская школа», Тульская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Чернова Н.Р. Методика работы над ошибками на уроках русского языка // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 05.08.2025).
Заказ № 2537095
Одной из актуальных проблем, стоящих перед учителями начальной школы, является ликвидация неграмотности учащихся и работа по исправлению допущенных ошибок.
На протяжении многих лет учителя ведут поиск эффективных методов, позволяющих мотивировать детей к решению этой проблемы. Учителя применяют в работе такие средства как:
Условно работу над ошибками можно разделить на два вида:
Учителю, проводя работу над ошибками важно определить, какие ошибки надо взять на особый контроль с их последующей систематизацией. В своей работе использую специальную таблицу, в которой на протяжении года, фиксирую пробелы, в знаниях детей исходя из проверенных текущих, контрольных и творческих работ.
Пример таблицы:
№ п/п |
Список учащихся |
Нумерация орфограмм |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
1 |
Иванов Пётр |
|
|
|
|
|
|
2 |
Морозова Дарина |
|
|
|
|
|
|
Нумерации орфограмм соответствует определённой орфограмме из памятки «Правила орфографии, изучаемые в начальной школе». Такие памятки учитель готовит на каждого ученика.
Приведу образец фрагмента памятки «Правила орфографии, изучаемые в начальной школе», где к каждому правилу можно добавить пример:
Для различения ошибок, сделанных ребёнком в разных видах работ (текущая или контрольная) пользуюсь разными цветами пасты. После того, как ошибки отмечены подсчитываю ошибки на все правила, что и показывает, какие ошибки для класса типичны на данном этапе обучения. Использование разных цветов пасты наглядно демонстрирует, насколько успешна работа учителя по ликвидации ошибок. Если в последующей работе ошибок будет много, на отработанное ранее правило, то проведенная работа была неэффективна и тогда надо искать другие приёмы.
Наличие памятки «Правила орфографии, изучаемые в начальной школе» позволяет дифференцированно подходить к проверке тетрадей. Слабоуспевающему ученику надо исправить все ошибки и на полях указать номер ошибки соответственно памятке. Сильному ученику можно не исправлять ошибки и не указывать строку, но в конце работы пометить наличие ошибок: 3, 4. Такая работа, над найденной самостоятельно ошибкой, заставит сильного ученика впредь быть внимательным и задуматься над тем, как она была допущена.
Не все учителя, в силу разных причин, проводят систематическую работу над ошибками или же она сводится к обычному прописыванию слова несколько раз. Из опыта работы убедилась, что эффективность приносит тогда работа над ошибками, когда дети могут объяснить написание слова используя памятку «Правила орфографии, изучаемые в начальной школе». В качестве примера на начальном этапе работ предлагаю детям заполнять таблицу:
Пишу правильно |
Объясняю |
Примеры |
Камыши |
жи-ши пиши с буквой «и» №3 |
Мыши, малыши, шина |
Марина |
Имена пишутся с заглавной буквы №4 |
Маша, Коля, Макар |
В дальнейшем можно продолжать работу в тетради без таблицы. По работе в таблице видно, если ребёнок не ошибся с выбором номера правила, то ошибка ему понятна, а подбор примеров поможет закрепить написанное.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа учителя по становлению у младших школьников умения обнаруживать и предвидеть орфограммы закладывает основы орфографической зоркости, что позволит в будущем совершенствовать обучение школьников решению орфографических задач и сформировать комплекс орфографических умений, которые помогут им овладеть безошибочным письмом.