Галимзянова Зухра Фанисовна
Гатауллина Сания Данияловна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 209", г. Казань
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 209", г. Казань
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Галимзянова З.Ф., Гатауллина С.Д. Проектная работа по развитию словаря детей дошкольного возраста посредством двигательной активности // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 20.07.2025).
Заказ № 2536228
Цель проекта: повысить эффективность изучения родного языка через двигательную активность.
Задачи проекта:
Сроки реализации проекта: долгосрочный проект (1 год).
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Возраст участников проекта: средняя группа.
Ожидаемый результат: промежуточные: ребенок отвечает на вопросы взрослого; повторяет за педагогом рассказы; понимает содержание литературных призведений; пересказывает небольшие литературные произведения; демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к ним речь, отвечает на вопросы; проявляет речевую активность в общении со сверстниками.
Актуальность проекта:
Важнейшим условием полноценного развития народа является сохранение своего родного языка. Однако, исходя из наблюдений, на сегодняшний день многие дети, даже воспитываясь в семье татарской национальности, общаются с родителями и сверстниками на русском языке. Отсюда возникает острая необходимость популяризации татарского языка. Как показывает практика, использование традиционных методов по изучению родному языку недостаточно для развития разговорной родной речи детей дошкольного возраста. В связи с этим возникает потребность и необходимость в поиске новых подходов к организации образовательно-воспитательной работы с детьми по изучению родного татарского языка.
Описание проекта, его практическая значимость
Концепция реализации проекта заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. С помощью движения, слуховых и зрительных анализаторов ребенок не принужденно, в игровой форме вовлекается в процесс изучения языка, обогащения словарного запаса. Дети сначала наглядно (по картинке или по показу педагога жестами) запоминают слова, далее закрепляют их в играх. У дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между языками, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребёнку нужно соотнести это слово с его образом – предметом, картинкой, жестом, движением.
Для того чтобы процесс развития родной речи стал наиболее успешным, в режимные моменты и свободное время проводятся следующие игры:
Игры подобраны с учётом возраста и изучаемых тем детей. Они способствуют активизации всех сенсорных органов чувств, закреплению и дополнению словарного запаса дошкольников.
Примеры игр
«Безнең бакчада» уены
Максат: уен аша хәрәкәт белдерә торган фигыльләр белән балаларның сүзлек запасын киңәйтү.
Җиһазлау: хәрәкәтне белдерә торган рәсемнәр төшкән кубик.
Уен барышы:
Тәрбияче балаларга балалар бакчасында ниләр эшләгәне турында сөйләргә тәкъдим итә. Ярдәмгә кубик кулланыла. Тәрбияче кубикны идәнгә ыргыта. Өске якта урнашкан рәсмне балалар белән бегә карыйлар, атыйлар һәм һәр сүзне хәрәкәт белән беркетәләр (уйныйбыз, җырлыйбыз, биибез, саф һавада йөрибез, йоклыйбыз, әкиятләр укыйбыз). Уенны аңлап алгач, балалар кубикны үзләре ыргыталар. Тәрбияче уенны сораулар ярдәмендә юнәлтә. Катлауландыру өчен бүтән рәсемнәр кулланырга була.
Кубикка беркетер өчен астагы рәсемнәр тәкъдим ителә:
«Яфрак бәйрәме» уены
Максат: хәрәкәтле уен ярдәмендә балаларның көз темасына сүзлек запасын киңәйтү һәм активлаштыру.
Җиһазлау: интерактив такта, аудиоязма яки видеоязма.
Уен барышы:
Балалар җырның сүзенә һәм видеоязмага туры китереп хәрәкәтләнәләр.
«Гаилә» уены
Максат: хәрәкәтле уен ярдәмендә балаларның гаилә темасына сүзлек запасын киңәйтү һәм активлаштыру.
Җиһазлау: карусель һәм ук, рәсемнәр – әти кар көри, әни аш пешерә, малай тәлинкә юа, кыз идән юа, әби носки бәйли, бабай гәзит укый.
Уен барышы:
Тәрбияче карусельны әйләндереп җибәрә.Ук бер рәсемгә күрсәтеп туктап кала. Тәрбияче: «Бу кем? Ул нишли?» – дип сорап, балаларга тулы җөмлә төзергә булыша. Бергәләп хәрәкәтләнергә, булышырга тәкъдим ителә. Уен бөтен гаилә әгъзаларын атап чыкканчы дәвам итә.