Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя в развитии эмоциональной отзывчивости в раннем возрасте

Водяникова Ирина Олеговна
Азизова Лейла Октаевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Водяникова И.О., Азизова Л.О. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя в развитии эмоциональной отзывчивости в раннем возрасте // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 12.07.2025).

Заказ № 2533371


  

Современное общество предъявляет высокие требования к качеству воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений развития ребёнка в раннем возрасте является эмоциональная сфера. Именно она определяет способность малыша чувствовать, переживать и адекватно реагировать на события внешнего мира. Развитие эмоциональной отзывчивости предполагает чуткость к другим людям, искреннюю сопереживание, сочувствие и взаимопонимание.

Особенную роль в данном процессе играют музыка и искусство, поэтому сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя детского сада приобретает особую значимость. Задача данной статьи − раскрыть возможности совместной деятельности педагогов, направленной на гармоничное развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста.

Целью совместной деятельности музыкального работника и воспитателя являлось выявление особенностей организации совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, направленной на повышение уровня эмоциональной отзывчивости воспитанников детских садов.

Для реализации поставленной цели нам необходимо было решить ряд задач:

  • выявить сущность и структуру эмоциональной отзывчивости;
  • определить значение музыкальных средств в развитии эмоциональной сферы ребёнка;
  • разработать систему педагогических условий для успешной интеграции усилий педагогического коллектива;
  • экспериментальным путём проверить эффективность разработанной методики.

Многие исследователи отмечают, что эмоциональная отзывчивость напрямую связана с развитием личности ребёнка. Особенно важным периодом для формирования базовых качеств эмоциональной чувствительности являются ранние годы детства. Современные психологи выделяют следующие компоненты эмоциональной отзывчивости:

  • когнитивный компонент (осознанное восприятие эмоций окружающих);
  • операциональный компонент (способность отреагировать соответствующим поведением);
  • личностный компонент (наличие устойчивого желания взаимодействовать с миром эмоций).

Музыкальное искусство обладает уникальным потенциалом воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Благодаря музыке малыши способны легче воспринимать и понимать разнообразные эмоциональные состояния. Именно поэтому музыка рассматривается многими специалистами как средство гармонизации психоэмоционального состояния детей.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ детский сад №47 в самой младшей группе детского сада. В исследовании приняли участие педагог, музыкальный работник, работающий с детьми раннего возраста, а также сами воспитанники.

Наша методика включала в себя следующие этапы:

  1. Диагностический этап (оценка текущего уровня эмоциональной отзывчивости посредством специальных методик).
  2. Формирующий этап (разработка системы совместных мероприятий музыкального руководителя и воспитателей).
  3. Контрольный этап (анализ полученных результатов, сопоставление показателей контрольной и экспериментальной групп).

Основными методами исследования в нашей деятельности выступили наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и анализ продуктов творческой деятельности детей.

Анализ проведённого эксперимента показал значительные изменения в уровне эмоциональной отзывчивости детей экспериментальных групп. Воспитанники продемонстрировали улучшение способности различать и передавать эмоциональные переживания, возросло количество проявлений эмпатии, участились случаи инициативного сотрудничества и взаимовыручки.

Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности предложенной методики, предполагающей интеграцию усилий музыкального руководителя и воспитателя в развитии эмоциональной отзывчивости младших дошкольников. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя предоставляет широкие возможности для целенаправленного формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста. Предлагаемая методика позволяет эффективно организовать образовательный процесс, обеспечивая необходимый баланс между музыкальной деятельностью и повседневной жизнью дошкольника.

Для успешного внедрения данной программы рекомендуется следующее:

  • систематизировать взаимодействие педагогов на основе единого образовательного проекта;
  • включить специальные музыкальные игры и этюды в повседневную практику учреждения;
  • повышать квалификацию сотрудников в вопросах психологии эмоций и эмоционального развития детей.

Таким образом, совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя способна значительно повысить качество образовательной работы, обогатив программу новыми возможностями для полноценного развития эмоциональной сферы детей.