Водяникова Ирина Олеговна
Азизова Лейла Октаевна
Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Водяникова И.О., Азизова Л.О. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя в развитии эмоциональной отзывчивости в раннем возрасте // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 12.07.2025).
Заказ № 2533371
Современное общество предъявляет высокие требования к качеству воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших направлений развития ребёнка в раннем возрасте является эмоциональная сфера. Именно она определяет способность малыша чувствовать, переживать и адекватно реагировать на события внешнего мира. Развитие эмоциональной отзывчивости предполагает чуткость к другим людям, искреннюю сопереживание, сочувствие и взаимопонимание.
Особенную роль в данном процессе играют музыка и искусство, поэтому сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя детского сада приобретает особую значимость. Задача данной статьи − раскрыть возможности совместной деятельности педагогов, направленной на гармоничное развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста.
Целью совместной деятельности музыкального работника и воспитателя являлось выявление особенностей организации совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, направленной на повышение уровня эмоциональной отзывчивости воспитанников детских садов.
Для реализации поставленной цели нам необходимо было решить ряд задач:
Многие исследователи отмечают, что эмоциональная отзывчивость напрямую связана с развитием личности ребёнка. Особенно важным периодом для формирования базовых качеств эмоциональной чувствительности являются ранние годы детства. Современные психологи выделяют следующие компоненты эмоциональной отзывчивости:
Музыкальное искусство обладает уникальным потенциалом воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Благодаря музыке малыши способны легче воспринимать и понимать разнообразные эмоциональные состояния. Именно поэтому музыка рассматривается многими специалистами как средство гармонизации психоэмоционального состояния детей.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ детский сад №47 в самой младшей группе детского сада. В исследовании приняли участие педагог, музыкальный работник, работающий с детьми раннего возраста, а также сами воспитанники.
Наша методика включала в себя следующие этапы:
Основными методами исследования в нашей деятельности выступили наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и анализ продуктов творческой деятельности детей.
Анализ проведённого эксперимента показал значительные изменения в уровне эмоциональной отзывчивости детей экспериментальных групп. Воспитанники продемонстрировали улучшение способности различать и передавать эмоциональные переживания, возросло количество проявлений эмпатии, участились случаи инициативного сотрудничества и взаимовыручки.
Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности предложенной методики, предполагающей интеграцию усилий музыкального руководителя и воспитателя в развитии эмоциональной отзывчивости младших дошкольников. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя предоставляет широкие возможности для целенаправленного формирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста. Предлагаемая методика позволяет эффективно организовать образовательный процесс, обеспечивая необходимый баланс между музыкальной деятельностью и повседневной жизнью дошкольника.
Для успешного внедрения данной программы рекомендуется следующее:
Таким образом, совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя способна значительно повысить качество образовательной работы, обогатив программу новыми возможностями для полноценного развития эмоциональной сферы детей.