Вакуленко Татьяна Сергеевна
Воспитатель, МБДОУ д/c №47, г. Белгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Вакуленко Т.С. Литературные игры как средство приобщения дошкольников к книжной культуре в контексте реализации ФГОС ДО // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 12.07.2025).
Заказ № 2533259
Аннотация: В статье рассматривается роль литературных игр, как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к книжной культуре в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Авторы анализируют современные подходы к использованию игровых методик для развития интереса у детей к литературе, формирования навыков чтения и восприятия художественных произведений. Особое внимание уделяется тому, как игровые формы способствуют развитию воображения, эмоциональной отзывчивости и коммуникативных способностей ребенка.
Ключевые слова: творческий потенциал, культурное развитие, художественная литература, чтение, игры, сказки
Современная система дошкольного образования ориентирована на всестороннее развитие ребёнка. Большая роль в данной концепции отводится формированию богатого внутреннего мира у дошкольников, включая формирование культурных ценностей и развитие творческого потенциала. Воспитание подрастающего поколения при помощи художественной литературы является важнейшей педагогической задачей. «Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка...» [3,75] − писал В.А. Сухомлинский, подчеркивая величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно- этическом, умственном воспитании детей.
Чтение книг и приобщение к литературе способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Художественная литература занимает значимое место в общем развитии дошкольников, способствуя совершенствованию речи, познанию окружающего мира и личностному росту. Хорошо, когда нравственное и эстетическое воспитание начинается с ранних лет жизни ребенка, но чаще всего оно начинается только в детском саду. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование разнообразных методов и средств для достижения этих целей. Одним из таких эффективных инструментов являются литературные игры, которые помогают детям активно вовлекаться в мир книг, развивают интерес к литературе и формируют навыки восприятия художественного текста. Литературные игры представляют собой особую форму взаимодействия взрослого и ребёнка, направленную на творческое освоение литературного материала через игровую деятельность. Они позволяют ребёнку не просто слушать рассказы или сказки, но и активно участвовать в их создании, интерпретации и воспроизведении. Это способствует развитию фантазии, креативного мышления, а также стимулирует речевое развитие и обогащает словарный запас. Главная особенность литературных игр в том, что они объединяют в себе развлекательную деятельность с познавательной. Дети даже не подозревают, что осваивают новые знания и приобщаются к культуре общения одновременно. Литературные игры помогают детям легко и полноценно погрузиться в мир художественной литературы.
Работая в группе общеразвивающей направленности в МБДОУ д/с № 47 г. Белгород, нами была разработана картотека литературных игр и методов приобщения дошкольников к литературе с учетом целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования. В данную картотеку включены: ролевые игры, дидактические игры, театральные постановки, викторины, создание иллюстраций, продолжение истории. Расскажем немного об основных играх:
Ролевые игры по сказкам – это отличный способ оживить любимые истории и погрузиться в мир фантазии. Такие игры могут быть организованы для детей любого возраста. Они способствуют развитию у детей фантазии, креативного мышления, актерских способностей, умения работать в команде. Для детей младшего и среднего возраста подойдут такие сказки как: «Колобок», «Три поросенка», «Кошкин дом», «Муха Цокотуха» и др, более старшему возрасту можно предложить сказки по сложнее «Красная шапочка», «Морозко», «Кот в сапогах» и др. Эти сценарии можно адаптировать под возраст участников и добавить дополнительные роли или события. Главное – получать удовольствие от процесса и погружаться в атмосферу сказки!
Драматизация: С детьми можно устроить театр теней или кукольный театр, где главные герои дети. Создание теневого театра с использованием силуэтов персонажей из любимых книг. Эти виды искусства способствуют развитию воображения, коммуникативных навыков, моторики и эмоционального интеллекта. Рассмотрим подробнее пользу этих видов театра для детей: при создании образов и силуэтов, у детей развивается воображение, они учатся фантазировать, в кукольном театре активно развивается моторика, точность координации рук.
Еще один интересный способ развития детей через литературу, это продолжение историй. К примеру, очень увлекает дошкольников игра «Закончи сказку» или «Придумай историю». Суть данных игр заключается в том, чтобы продолжить рассказ, начатый другим участником, добавляя свои элементы сюжета. Это может быть как известная сказка, так и полностью импровизированный сюжет. Данные игры игры помогают развивать речевое общение, повествование, умение правильно выстраивать предложения.
Дидактические игры нацелены в большей степени на интеллектуальное развитие дошкольников. Они развивают память, логику, сообразительность, наблюдательность. К ним относятся: «Литературное лото», «Ребусы и загадки», «Волшебные предметы», для младших групп «Кто я?»: воспитатель зачитывает отрывки из знакомых сказок, а дети должны угадать, кто говорит эти слова.
Через любую игру дети учатся выражать свои эмоции и понимать чувства других людей, литературные игры вдобавок приучают детей к культуре чтения, прививают любовь к литературе, отечественным сказкам и рассказам, которые передаются из поколения в поколение, дети учатся уважать и ценить творчество и культуру своих предков. Во время участия в играх дети учатся выражать свои чувства, сопереживать героям произведений, понимать моральные ценности и нормы поведения. Всё это помогает им лучше ориентироваться в окружающем мире и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
Литература: