Структура процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся для направления в ПМПК как система

Золотарёв Игорь Александрович
Шкляева Надежда Анатольевна

Учитель биологии, МБОУ СШ № 9, г. Сургут, ХМАО-Югра
К.п.н., доцент кафедры социально-экономического образования и философии, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Золотарёв И.А., Шкляева Н.А. Структура процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся для направления в ПМПК как система // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 17.06.2025).

Заказ № 2532861


  

В современном образовании возрастает значимость психолого-педагогического сопровождения обучающихся, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Увеличение числа таких детей требует системного подхода к выявлению их образовательных потребностей и направлению в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная система, обеспечивающая включение ребёнка в образовательное пространство.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой многоуровневую систему взаимодействия специалистов, цель которой − создание условий для развития, обучения и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основным звеном в сопровождении является образовательная организация, где осуществляется выявление, диагностика и направление обучающегося в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Основные этапы сопровождения включают: диагностику, консультирование, коррекционно-развивающую и методическую деятельность. Сначала проводится первичное наблюдение за ребёнком, фиксируются особенности его поведения, темпы усвоения материала, уровень коммуникативных и когнитивных навыков. Затем консилиум образовательной организации формирует запрос на проведение ПМПК, где уточняется необходимость создания специальных условий или разработки адаптированной образовательной программы.

Команда сопровождения включает педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, социальных педагогов, тьюторов, а также медицинских работников. Каждый специалист имеет свои функции: психолог отвечает за диагностику и адаптацию, логопед − за формирование и коррекцию речевых навыков, дефектолог − за развитие познавательной сферы и реализацию адаптированных программ. Тьютор сопровождает ребёнка индивидуально в учебной и внеучебной деятельности, обеспечивая включение в коллектив. Социальный педагог координирует взаимодействие с семьёй и другими учреждениями.

Документы, сопровождающие направление на ПМПК, включают подробные характеристики, индивидуальные планы, карты наблюдений, результаты психолого-педагогических обследований и рекомендации специалистов. Особое внимание уделяется анализу динамики развития и реализации рекомендаций, полученных ранее. Консилиум принимает коллективное решение о необходимости направления ребёнка в ПМПК.

Важную роль играет работа с родителями. Их вовлечение в процесс сопровождения обеспечивает преемственность коррекционной и воспитательной работы. Формы взаимодействия разнообразны: очные и дистанционные консультации, логопедические мастер-классы, коучинг, тематические беседы. Особенно востребованы гибкие формы поддержки − создание лектотеки, участие родителей в занятиях.

Принципы сопровождения определяют его эффективность. Принцип системности отражает необходимость постоянной и комплексной помощи обучающемуся. Комплексность означает взаимодействие специалистов разных профилей. Интегративность − сочетание различных методик и подходов. Принцип приоритета особых образовательных потребностей требует учета индивидуальности каждого ребёнка. Непрерывность предполагает длительное и последовательное сопровождение, начиная с раннего возраста до окончания обучения.

Формы реализации сопровождения включают: ведение индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинг образовательных достижений, организацию коррекционно-развивающих курсов, обеспечение психолого-педагогической поддержки в процессе адаптации к школьной среде, разработку методических рекомендаций для педагогов. Значимым элементом является взаимодействие с ПМПК: её заключение для родителей носит рекомендательный характер, но обязательно к исполнению для образовательных учреждений. Это обеспечивает правовую основу для внедрения специальных условий и сопровождения обучающегося в образовательной среде.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся для направления в ПМПК − это гибкая, системная и многокомпонентная структура. Её успешное функционирование возможно только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Комплексная работа специалистов и родителей позволяет создать условия для успешной социализации, адаптации и образования детей с особыми потребностями, что подтверждает актуальность и необходимость сопровождения как системы.

 

Литература:

  1. Айсувакова Т.П., Климова С.С., Сорокопуд Ю.В. Организация диагностики и коррекционной работы со студентами // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3(94).
  2. Бахтина С.В., Зайцева Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями // Территория новых возможностей. 2023. №2 (66).
  3. Бондарь Г.И. Психолого-медико-педагогическая комиссия как элемент системы сопровождения. // Донецкие чтения. 2022.
  4. Гурская В.О., Тищенко Я.В. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса. 2021.
  5. Добровенскис Д.В., Соловьева Н.В., Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции подготовки будущих учителей // Мир науки, культуры, образования. 2022.