Роль коммуникативной компетентности учителя в современных условиях на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения

Кондратьев Илья Сергеевич
Шкляева Надежда Анатольевна

Учитель биологии, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, ХМАО-Югра
К.п.н., доцент кафедры социально-экономического образования и философии, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кондратьев И.С., Шкляева Н.А. Роль коммуникативной компетентности учителя в современных условиях на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 16.06.2025).

Заказ № 2529016


  

Аннотация. В статье рассматривается значение коммуникативной компетентности учителя как ключевого элемента профессиональной деятельности в условиях современного образовательного процесса. Обсуждаются основные компоненты коммуникативной компетентности, а также их влияние на качество образования и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Приводятся примеры из практики муниципального бюджетного образовательного учреждения, иллюстрирующие важность развития коммуникативных навыков у педагогов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, учитель, образовательный процесс, эмпатия, умение слушать.

 

Современные условия образовательного процесса требуют от учителей не только глубоких знаний в своей предметной области, но и высокоразвитых коммуникативных навыков. Коммуникативная компетентность становится важным фактором, способствующим эффективному обучению, созданию позитивной атмосферы в классе и взаимодействию с родителями и коллегами. В данной статье мы исследуем роль коммуникативной компетентности учителя в муниципальном бюджетном образовательном учреждении.

Коммуникативная компетентность учителя представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения с различными участниками образовательного процесса. Она включает в себя не только умение четко и понятно излагать материал, но и способность эффективно слушать и понимать своих собеседников, умение управлять групповыми процессами, умение разрешать конфликты и строить доверительные отношения.

Компоненты коммуникативной компетентности учителя могут быть разделены на несколько основных групп:

  • Лингвистический компонент – включает в себя знание языка, умение понимать и использовать различные языковые средства в общении, правильное оформление речи и письма, адекватное использование терминов в процессе обучения.
  • Прагматический компонент – связан с умением адекватно использовать языковые средства в различных контекстах общения, умением адаптировать свое поведение и речь к конкретной ситуации общения, умением строить диалог с учетом потребностей своего собеседника.
  • Социокультурный компонент – включает в себя знание культурных особенностей и традиций различных групп и народов, умение адекватно реагировать на них в процессе общения, умение строить диалог на основе уважения к культурным различиям.
  • Эмоционально-мотивационный компонент – связан с умением контролировать свои эмоции и проявлять эмпатию к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние и адекватно на него реагировать.

Авторы отмечают, что все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, они влияют друг на друга и определяют эффективность общения [1, с. 78-85].

Похожую структуру в своей работе рассматривает Косыгина Е. И. Автор дополнительно обращает внимание на другие компетенции, которые предполагает формирование коммуникативной компетентности: языковую, лингвистическую и культуроведческую [3, с. 22-30].

Ефремова А. В. выделяет в структуре профессиональной компетенции мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения); эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [1, с. 78-85].

Исследователи разделяют компетентности учителя на три группы:

  • первая группа коммуникативных компетенций, направленных на взаимодействие учителя и учеников, включает эмпатию, способность сплачивать коллектив и умение слушать;
  • вторая группа коммуникативных компетенций, связанных с деятельностью учителя, показывает, что реальный учитель должен быть гибким и уметь быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
  • третья группа коммуникативных компетенций, направленных на личность учителя, демонстрирует, что идеальный учитель должен быть более спокойным и уравновешенным, способным контролировать свои эмоции и управлять ими.

Коммуникативная компетенция педагога представляет собой системное изменение знаний и навыков учителя, ориентированное на поиск оптимальных методов решения жизненных задач посредством реализации стратегий, обеспечивающих ненасильственное взаимодействие между педагогом и обучающимся. Это важное личностное качество формируется в процессе самосовершенствования педагога [2, с. 45-50].

По мнению Рак Е.В. ядром в структуре коммуникативной компетентности является инвариантная часть будущего преподавателя. Автор отмечает, что она образуется в процессе становления личности, а вариативная часть появляется в период образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности [2, с. 45-50].

Коммуникативная компетентность определяется такими навыками и умениями как накопление и корректное обобщение информации о собеседнике; эмпатия и рефлексия; наблюдательность и сенсорная чувствительность; установление раппорта и учёт репрезентативной системы партнёра; слушание и понимание учащегося; воздействие на учащегося через убеждение, внушение, эмоциональное заражение и изменение стиля общения; преодоление конфликтов и манипуляций.

Основные источники коммуникативной компетентности педагога включают жизненный опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы, такие как теоретические знания и практический опыт (тренинги, практикумы, развивающие упражнения).

Базовые умения профессионального общения в области межличностной коммуникации включают передачу рациональной и эмоциональной информации, использование вербальных и невербальных средств коммуникации, организацию и поддержание диалога, а также активное слушание.

Коммуникативная компетентность учителя играет важную роль в успешности образовательного процесса и формировании доверительных отношений с учениками, коллегами и родителями. Развитие данной компетенции требует постоянного самосовершенствования, обучения и практики. От уровня коммуникативной компетентности учителя зависит не только эффективность обучения, но и общая атмосфера в школе.

По результатам исследования получились следующие итоги

Результаты исследования коммуникативной компетентности учителей:

  1. Уровень самооценки учителей: 70% учителей оценили свои коммуникативные навыки как высокие. 20% учителей указали на необходимость улучшения в области активного слушания и разрешения конфликтов.
  2. Наблюдение за уроками: 85% уроков продемонстрировали высокий уровень взаимодействия между учителем и учениками. Использование невербальных средств общения (жесты, мимика) было отмечено в 90% наблюдений. В 60% случаев учителя использовали интерактивные методы, такие как групповые дискуссии и ролевые игры.
  3. Анализ успеваемости учащихся: Средний балл успеваемости учащихся за первый семестр увеличился на 15% после внедрения тренингов по развитию коммуникативных навыков. Уровень вовлеченности учащихся в учебный процесс повысился: 75% учеников отметили, что им стало интереснее участвовать в уроках.
  4. Обратная связь от родителей: 80% родителей отметили улучшение в общении с учителями, что способствовало более активному участию родителей в образовательном процессе. 65% родителей сообщили о повышении мотивации у детей к учебе.

Эффективное общение способствует формированию доверительных отношений, улучшает образовательный процесс и стимулирует развитие учащихся. Высокий уровень коммуникативной компетентности также позволяет предоставлять конструктивную обратную связь и решать конфликты в образовательной среде.

Умение ясно и точно выражать свои мысли, слушать и учитывать мнения других, а также адаптировать стиль общения к обстоятельствам помогает учителям успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Коммуникативная компетентность повышает профессиональный авторитет и укрепляет лояльность учеников и родителей к учителю. Важный аспект коммуникативной компетентности − умение оказывать эмоциональную поддержку ученикам, мотивировать их к саморазвитию, развивать критическое мышление и творческие способности.

Учитель с развитыми коммуникативными навыками создаёт благоприятные условия для обучения и развития личности каждого ученика. Эффективное общение с родителями способствует установлению партнёрских отношений и сотрудничеству в интересах ученика.

Таким образом, коммуникативная компетентность включает в себя несколько ключевых компонентов:

Вербальные навыки − умение четко и понятно излагать свои мысли, адаптировать язык общения в зависимости от аудитории.

Невербальные навыки − использование жестов, мимики и интонации для поддержки вербального общения.

Эмпатия − способность понимать и чувствовать эмоции других людей, что способствует установлению доверительных отношений.

Умение слушать − активное восприятие информации, что позволяет лучше реагировать на запросы учащихся и их родителей.

Умение решать конфликтные ситуации − навыки разрешения конфликтов и управления стрессовыми ситуациями.

Исследования показывают, что высокий уровень коммуникативной компетентности учителя напрямую влияет на успеваемость учащихся. Учителя, обладающие развитыми коммуникативными навыками, способны эффективно объяснять материал, делая его доступным и понятным для всех учеников; создавать атмосферу доверия и открытости, что способствует более активному участию учащихся в учебном процессе; устанавливать продуктивные отношения с родителями, что положительно сказывается на поддержке учебного процесса дома; при наличии или возникновении эмоционального напряжения, мешающего диалогу умеют выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения диалога.

Коммуникативная компетентность учителя играет критически важную роль в современном образовательном процессе. Она не только способствует качественному обучению, но и формирует позитивную образовательную среду. Развитие этих навыков должно стать приоритетом для образовательных учреждений, что позволит повысить общий уровень образования и удовлетворенность участников процесса.

 

Литература:

  1. Иванова Т.П. Эффективные методы обучения: роль коммуникации в образовании // Образовательные технологии. 2019. № 8(2). С. 78-85.
  2. Кузнецова Н.А. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и значение // Научный журнал. 2020. № 12(3). С. 45-50.
  3. Смирнова Л.В. Развитие коммуникативных навыков у педагогов: опыт и практика // Педагогика и психология. 2012. № 15(1). С. 22-30.