Кондратьев Илья Сергеевич
Шкляева Надежда Анатольевна
Учитель биологии, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, ХМАО-Югра
К.п.н., доцент кафедры социально-экономического образования и философии, БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, ХМАО-Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кондратьев И.С., Шкляева Н.А. Роль коммуникативной компетентности учителя в современных условиях на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения // Совушка. 2025. №3 (41). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/41 (дата обращения: 16.06.2025).
Заказ № 2529016
Аннотация. В статье рассматривается значение коммуникативной компетентности учителя как ключевого элемента профессиональной деятельности в условиях современного образовательного процесса. Обсуждаются основные компоненты коммуникативной компетентности, а также их влияние на качество образования и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Приводятся примеры из практики муниципального бюджетного образовательного учреждения, иллюстрирующие важность развития коммуникативных навыков у педагогов.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, учитель, образовательный процесс, эмпатия, умение слушать.
Современные условия образовательного процесса требуют от учителей не только глубоких знаний в своей предметной области, но и высокоразвитых коммуникативных навыков. Коммуникативная компетентность становится важным фактором, способствующим эффективному обучению, созданию позитивной атмосферы в классе и взаимодействию с родителями и коллегами. В данной статье мы исследуем роль коммуникативной компетентности учителя в муниципальном бюджетном образовательном учреждении.
Коммуникативная компетентность учителя представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения с различными участниками образовательного процесса. Она включает в себя не только умение четко и понятно излагать материал, но и способность эффективно слушать и понимать своих собеседников, умение управлять групповыми процессами, умение разрешать конфликты и строить доверительные отношения.
Компоненты коммуникативной компетентности учителя могут быть разделены на несколько основных групп:
Авторы отмечают, что все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, они влияют друг на друга и определяют эффективность общения [1, с. 78-85].
Похожую структуру в своей работе рассматривает Косыгина Е. И. Автор дополнительно обращает внимание на другие компетенции, которые предполагает формирование коммуникативной компетентности: языковую, лингвистическую и культуроведческую [3, с. 22-30].
Ефремова А. В. выделяет в структуре профессиональной компетенции мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения); эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [1, с. 78-85].
Исследователи разделяют компетентности учителя на три группы:
Коммуникативная компетенция педагога представляет собой системное изменение знаний и навыков учителя, ориентированное на поиск оптимальных методов решения жизненных задач посредством реализации стратегий, обеспечивающих ненасильственное взаимодействие между педагогом и обучающимся. Это важное личностное качество формируется в процессе самосовершенствования педагога [2, с. 45-50].
По мнению Рак Е.В. ядром в структуре коммуникативной компетентности является инвариантная часть будущего преподавателя. Автор отмечает, что она образуется в процессе становления личности, а вариативная часть появляется в период образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности [2, с. 45-50].
Коммуникативная компетентность определяется такими навыками и умениями как накопление и корректное обобщение информации о собеседнике; эмпатия и рефлексия; наблюдательность и сенсорная чувствительность; установление раппорта и учёт репрезентативной системы партнёра; слушание и понимание учащегося; воздействие на учащегося через убеждение, внушение, эмоциональное заражение и изменение стиля общения; преодоление конфликтов и манипуляций.
Основные источники коммуникативной компетентности педагога включают жизненный опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы, такие как теоретические знания и практический опыт (тренинги, практикумы, развивающие упражнения).
Базовые умения профессионального общения в области межличностной коммуникации включают передачу рациональной и эмоциональной информации, использование вербальных и невербальных средств коммуникации, организацию и поддержание диалога, а также активное слушание.
Коммуникативная компетентность учителя играет важную роль в успешности образовательного процесса и формировании доверительных отношений с учениками, коллегами и родителями. Развитие данной компетенции требует постоянного самосовершенствования, обучения и практики. От уровня коммуникативной компетентности учителя зависит не только эффективность обучения, но и общая атмосфера в школе.
По результатам исследования получились следующие итоги
Результаты исследования коммуникативной компетентности учителей:
Эффективное общение способствует формированию доверительных отношений, улучшает образовательный процесс и стимулирует развитие учащихся. Высокий уровень коммуникативной компетентности также позволяет предоставлять конструктивную обратную связь и решать конфликты в образовательной среде.
Умение ясно и точно выражать свои мысли, слушать и учитывать мнения других, а также адаптировать стиль общения к обстоятельствам помогает учителям успешно выполнять свои профессиональные обязанности.
Коммуникативная компетентность повышает профессиональный авторитет и укрепляет лояльность учеников и родителей к учителю. Важный аспект коммуникативной компетентности − умение оказывать эмоциональную поддержку ученикам, мотивировать их к саморазвитию, развивать критическое мышление и творческие способности.
Учитель с развитыми коммуникативными навыками создаёт благоприятные условия для обучения и развития личности каждого ученика. Эффективное общение с родителями способствует установлению партнёрских отношений и сотрудничеству в интересах ученика.
Таким образом, коммуникативная компетентность включает в себя несколько ключевых компонентов:
Вербальные навыки − умение четко и понятно излагать свои мысли, адаптировать язык общения в зависимости от аудитории.
Невербальные навыки − использование жестов, мимики и интонации для поддержки вербального общения.
Эмпатия − способность понимать и чувствовать эмоции других людей, что способствует установлению доверительных отношений.
Умение слушать − активное восприятие информации, что позволяет лучше реагировать на запросы учащихся и их родителей.
Умение решать конфликтные ситуации − навыки разрешения конфликтов и управления стрессовыми ситуациями.
Исследования показывают, что высокий уровень коммуникативной компетентности учителя напрямую влияет на успеваемость учащихся. Учителя, обладающие развитыми коммуникативными навыками, способны эффективно объяснять материал, делая его доступным и понятным для всех учеников; создавать атмосферу доверия и открытости, что способствует более активному участию учащихся в учебном процессе; устанавливать продуктивные отношения с родителями, что положительно сказывается на поддержке учебного процесса дома; при наличии или возникновении эмоционального напряжения, мешающего диалогу умеют выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения диалога.
Коммуникативная компетентность учителя играет критически важную роль в современном образовательном процессе. Она не только способствует качественному обучению, но и формирует позитивную образовательную среду. Развитие этих навыков должно стать приоритетом для образовательных учреждений, что позволит повысить общий уровень образования и удовлетворенность участников процесса.
Литература: