Послушай, почувствуй, посмотри и отгадай! Авторская развивающая игра, направленная на формирование ранней профориентации у дошкольников

Богомазова Елена Владимировна
Мурадян Екатерина Сергеевна

Учитель-логопед, МДОБУ ДСКВ № 6, г. Всеволожск, Ленинградская область
Воспитатель, МДОБУ ДСКВ № 6, г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богомазова Е.В., Мурадян Е.С. Послушай, почувствуй, посмотри и отгадай! Авторская развивающая игра, направленная на формирование ранней профориентации у дошкольников // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 07.06.2025).

Заказ № 2527427


  

Цель: формирование ранней профориентации у дошкольников, активизация органов чувств.

Задачи:

  • углублять представления о разных профессиях
  • систематизировать и закреплять полученные знания об инструментах и других компонентах разных профессий
  • активизировать органы чувств (слух, зрение, обоняние, тактильность)
  • развивать умение анализировать и синтезировать полученную информацию через органы чувств
  • развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие, обоняние
  • развивать мелкую моторику
  • обогащать активный словарь профессиональными терминами разных профессий
  • формировать связную речь (описания ощущений, подбор слов-признаков)
  • закреплять умение инициировать и организовывать сюжетно-ролевую игру, примерять на себя роли разных профессий

Игра предоставляет возможность задействовать все анализаторы (слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения) - все органы чувств. Для этого в наполнение игры входят: большая, закрытая коробка с отверстиями для рук по бокам (активизация тактильного анализатора); маленькая коробочка с небольшими отверстиями сверху крышки и пахнущие материалы и предметы для определения запахов (для обонятельного анализатора); игровое пособие "Слушать интересно" для слухового анализатора; прозрачная папка, бумажный фонарик, игровое панно с векторным изображением инструментов (для зрительного анализатора), бумажные куколки в роли некоторых профессий, накладные фотографии портретов детей и резиночки для волос для фиксации персонажей на руке (для развития мелкой моторики и организации сюжетно-ролевой игры).

Игра может применяться:

  • для детей старшего дошкольного возраста
  • для индивидуальной и подгрупповой совместной деятельности
  • для проведения игровых заданий на занятиях
  • имеется возможность дополнять и усложнять игру

Ход игры:

Ребенку предлагается отгадать загаданную педагогом профессию, используя органы чувств. Для этого игроку нужно расположиться перед большой коробкой и просунуть в боковые отверстия обе руки, каждую, со своей стороны. В коробке предварительно положен предмет, соответствующий отгадываемой профессии (каска - пожарный, шприц - врач...). Далее ребенку предлагается, используя обоняние, почувствовать какой запах идет из маленькой коробочки, в которой лежит, соответствующий профессии пахнущий предмет (ваниль - повар, бальзам для волос – парикмахер, ...). Далее ребенку предлагаем прослушать звуковой эффект, используя игровое пособие, чтобы задействовать слуховой анализатор (звук костра - пожарный, звук миксера - повар...). После этого ребенку предлагается игровое панно с векторным изображением инструментов на темном фоне, принадлежащим разным профессиональным деятельностям и игровой фонарик, которым можно локально подсвечивать эти инструменты. Задача ребенка найти те инструменты, которые подходят отгадываемой им профессии и назвать их. Когда ребенок отгадал профессию, тогда ему для развития дальнейшей игры предлагается куколка-мастер (пожарный, доктор...), к которой прикрепляется фотография ребенка, надевается резинка для фиксации на кисти руки. Ребенок проявлять творчество и организует самостоятельную игровую деятельность.

Усложнения:

  • подбор более редких профессий для угадывания
  • использование в игре наименее известных инструментов, предметов и т.д., которые используются в отгадываемой профессии
  • задействовать в момент отгадывания сразу несколько анализаторов одновременно, а не по очереди
  • добавить еще один анализатор - вкусовой
  • предложить другому ребенку выполнять организаторскую роль взрослого при загадывании профессии.