Колесина Надежда Алексеевна
Устимова Татьяна Владимировна
Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение "Осинка"), пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область
Воспитатель, МБОУ Михневская СОШ (дошкольное отделение "Осинка"), пос. Михнево, городской округ Ступино, Московская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Колесина Н.А., Устимова Т.В. Сбережем леса России: конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (ознакомление с окружающим миром − основы науки и естествознания) // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 31.05.2025).
Заказ № 2527300
Цель: помочь воспитанникам осознать свои возможности по защите окружающей среды, в частности защита хвойных деревьев, развивать желание применять эти знания на практике.
Программные задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
Материал: мультимедийная презентация «Сбережем леса России», искусственная елка, заготовки к мастер-классу, еловые шишки.
Оборудование: мультимедийный экран
Ход ООД
Вводная часть.
Репортаж из леса о елочке:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Мы ведем свой репортаж из зимнего леса. Героиня нашего репортажа маленькая пушистая елочка. Почему она? Да потому что приближается Новый год - веселый добрый праздник, но для природы это испытание. Особенно страдают хвойные деревья: ели и сосны. Многие люди, устремившись в лес, рубят эти прекрасные деревца, чтобы нарядить ими свои дома, тем самым лишают их жизни. А в праве ли человек - существо разумное, губить беззащитных и слабых? Ведь мы люди тоже часть природы. Сегодня мы попытаемся выяснить, почему надо беречь хвойные насаждения. А пока послушаете историю о том, как появилась на свет наша зеленая красавица.
- Жила – была белочка, которая очень любила делать запасы. И вот однажды, когда белочка несла очередную еловую шишку в свое дупло, из шишки выпало маленькое семечко и тихо опустилось на землю.
- В лесу стояла осень, опавшие листья накрыли семечко, будто одеялом.
- Наступившая зима припорошила снежком, и семечко крепко уснуло.
- Наступила весна. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик.
- И из семечка появился росток длинной с мышиный хвостик, а на его вершине несколько нежных иголочек. На лесной полянке выросла чудесная маленькая Елочка. Вся природа радовалась появлению нового деревца. Даже солнышко ласково улыбалось Елочке.
- И маленькой Елочке так понравилась улыбка солнышка, что она стала тянуться к нему своими веточками. Елочки растут очень медленно. За десять лет елочка вырастает всего на один метр. Это очень мало.
- Каждый год у нашей красавицы на кончиках веточек вырастают молодые светло-зеленые побеги.
- Шишки на елке могут появиться лишь через 15 – 20 лет. Нашей Елочке примерно 10 – 12 лет. И вот сегодня Елочка попросила нас защитить её и её подружек от злых людей и рассказать всем, как можно встретить Новый год, не срубив настоящей елочки.
- На этом мы заканчиваем наш репортаж, но мы обязательно расскажем Елочке о
том, что мы сделали для её защиты.
Основная часть ООД
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, что наша планета Земля очень большая. Она будет благодарна вам за то, что хотя бы на маленьком участке земли, вы станете добрым хозяином. Нам нужно научиться беречь нашу Землю, жить в мире, не засорять Землю, бережно использовать ее природные богатства, помогать восстанавливать леса.
Как можно помочь елочке?
-Дети:
Можно попросить родителей не рубить настоящие елочки в лесу, а купить в магазине искусственные ёлочки.
- Еще можно аккуратно срезать еловые веточки и украсить их новогодними игрушками.
- А можно самому нарядиться елочкой и порадовать родных и близких в новогоднюю ночь.
- Можно посадить семечко из еловой шишки в горшок и подождать, когда оно подрастет.
Дети читают стихи о елочке:
Маленькая ёлочка выросла в лесу,
Маленькую ёлочку в дом не принесу
Что с того, что в праздники простоит она?
Постоит - и в мусорку или на дрова.
А в природе хвойные деревца нужны,
Дом дают и пищу для жителей лесных.
Маленькую елочку мы не рубили.
Маленькую елочку мы посадили.
Выросла елочка в горшочке у нас.
Каждой иголочкой радует нас.
-Воспитатель:
- Да, ребята, лесоводы придумали интересный способ сохранения «новогодних елочек». Нужно взять елочку из леса вместе с корнем и поместить в горшочек. А чтобы меньше повредить корень, его надо не выкапывать, а потихоньку тянуть за стволик, потому что корни у елочки находятся на поверхности земли. Такая елочка лучше приживается. Во время праздника такие хвойные деревца стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, или елочку выносят на улицу, а в летнее время ее поливают. Так она и живет до следующего года.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие животные и птицы живут в еловом лесу?
-Дети: Заяц, белка, медведь, рысь, птица клёст – еловик.
-Воспитатель:
- Да, ребята, всем этим животным для жизни нужен хвойный лес.
- Заяц питается корой еловых деревьев, под еловыми ветками прячется от хищников.
- Белка питается её семенами и молодыми еловыми веточками. У белки дупло на ели, еловые ветки защищают её дом от ветра.
- У медведя зимой берлога находится под еловыми корнями.
- Рысь тоже обитатель леса, прекрасно лазает по деревьям. Логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей.
- Птица клёст – еловик питается семенами, ест и почки ели. Свой дом - гнездо прячет у самого ствола, среди густых, толстых веток ели.
- Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.
-Воспитатель:
-Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Д/игра «Найди свою шишку»
На столе лежат еловые шишки, дети должны взять шишку. Рассмотреть, запомнить характерные особенности шишки, положить на стол. Под музыку воспитанники выполняют танцевальные движения. По сигналу «Раз, два, три шишечку найди» дети ищут на столе свою шишку и объясняют свой выбор.
-Воспитатель:
- Ребята, хвойные деревья – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Люди пользуются щедростью этих деревьев.
- С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину.
Как вы понимаете слово «древесина»?
-Дети:
Древесиной называют спиленное дерево.
- Воспитатель:
Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.
Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины.
- В давние времена из древесины сосны делали царские терема.
Церкви.
- Мельницы.
- Посуду.
- А еще корабли.
-Воспитатель:
Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.
Предложить детям рассмотреть выставку предметов, сделанных из хвойных деревьев, потрогать их руками, почувствовать запах хвои.
-Воспитатель:
-Ребята, а сейчас предлагаю вам посмотреть и вспомнить, как нас радовали зеленые красавицы.
Просмотр слайдов фотосессии «Елочка «. Во время просмотра дети обмениваются впечатлениями.
-Воспитатель:
- Ребята, нам пора заканчивать наш разговор о защите хвойных лесов. Так что же мы можем сказать людям?
-Дети читают стихи:
Елочку-красавицу,
Давайте сбережем:
На праздник новогодний,
Из лесу не возьмем!
Служит домом ель животным,
Кормит жителей лесных:
Может спрятать в непогоду,
Даже вылечить больных.
Если каждый ель возьмет,
К празднику на Новый год,
То придут такие дни -
В лесу будут одни пни.
Пусть елочка-красавица,
В лесу своем стоит.
За это вас природа...
Все (хором). От-бла-го-да-рит!
-Воспитатель:
-Вы на праздник новогодний
Ель из лесу не берите!
И чтоб каждый это помнил,
Вы за мною повторите.
Я начну, а вы давайте
Хором дружно повторяйте.
Каждую фразу дети повторяют:
-Не руби ты ель топором:
Она растет в лесу - значит, там ее дом!
Будем елку охранять
И в обиду не давать!
Воспитатель:
- А еще я хочу научить вас делать елочки своими руками.
-Ребенок:
Пусть елочка - красавица в лесу растет.
И пусть с зимой встречается под каждый
Новый год!
А дома в уголке своем живет ее сестра.
Из фантиков и ленточек сверкает мишура.
С мальчишками, девчонками повесили шары.
Мы тоже ведь волшебники, елочка, смотри!
Мастер – класс «Ёлочка из ладошек детей».
Объяснение последовательности изготовления елочки сопровождается показом. Затем дети водят хоровод вокруг наряженной искусственной елки.
Заключительная часть ООД.
Рефлексия:
-Воспитатель:
- Ребята, давайте скажем всем взрослым:
«Мы хотим расти и жить на чистой, красивой, зеленой планете».
Дети хором повторяют слова.
Литература: