Влияние русских народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста

Костюкова Лидия Валерьевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 47, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Костюкова Л.В. Влияние русских народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 31.05.2025).

Заказ № 2527227


  

Старинные русские игры и забавы занимали видное место в культуре и традициях народа. Они помогали развивать физические и умственные навыки, укреплять связи между людьми. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит − и сохранение ее в наших детях. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра. Она − уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Чем же так интересна, уникальна народная игра? Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно − к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словаря детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. Народные игры являются важнейшей своеобразной школой жизни. Для них не требуется специального игрового оборудования. Среди них много таких игр, цель которых − развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр.

Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Народные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько практических задач: развивается мышление, расширяется круг знаний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются память и внимание. Тренируется воля, укореняются полезные навыки общения.

Использование в учебно-познавательном процессе традиционного игрового комплекса (игровые приговоры, игровые напевы, игровая атрибутика, игровые правила) позволяет формировать базовые нравственные качества личности учащегося. Вместе с тем импровизационная основа народного творчества даёт педагогу исключительные возможности для свободного развития умственных, психологических, творческих способностей ребёнка.

Игра в детском возрасте несёт в себе различную функциональную нагрузку: познавательную, организационно‐деятельную, импровизационно‐творческую, как способ педагогической деятельности она предоставляет большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности.

Народные игры можно разделить на подвижные, познавательные, ролевые игры и обрядовые:

  • подвижные − способствуют развитию силы, ловкости и выносливости;
  • познавательные − расширяют кругозор, развивают интеллектуально;
  • ролевые игры − дают возможность воссоздать в активной наглядно‐действенной форме многообразные сферы деятельности, выходящие за пределы личной практики обучающихся;
  • обрядовые игры − позволяют приобщиться к многовековому опыту предков включенности в природные календарные циклы.

Каждая народная игра представляет творческий процесс. Одни игры основаны на коллективном творчестве, другие на реализации творческой индивидуальности. Важное значение имели форма игры (круг, стенка на стенку и т. д.), атрибутика (колокольчики, палки, платки и т. д.), а также содержательные элементы игры (прыжки, бег, движение по кругу и т. д.).

Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др. Одновременно, народная игра обладает мощным ресурсом воспитания патриотизма и духовности. Таким образом, народная игра, выполняя различные воспитательные функции, может служить естественным и действенным средством приобщения детей к народной культуре и развития навыков общения.

Литература:

  1. Горохова И.В. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника / И. В. Горохова, О. А. Школьникова, Л. М. Новикова. 2021. № 13 (93). С. 613-616.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис Пресс, 2022. 192 с.
  3. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка // Воспитание школьников. 2001. № 3. С. 49–52.
  4. Народные подвижные игры // Обучение дошкольников. 2021. № 4. С. 82–88.
  5. Рухленко Н.М. О педагогике русских народных игр // Физическая культура в школе. 2022. № 7. С. 58–59.
  6. Стельмах О.Д. Профессиональная практика будущих педагогов-психологов с использованием народных игр // Социальная педагогика. 2022. № 5. С. 95–105.