Мельничук Яна Дмитриевна
Воспитатель, МДОУ "Детский сад № 44", г. Саранск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мельничук Я.Д. Речевые разминки как инструмент совершенствования навыка чтения у младших школьников // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 31.05.2025).
Заказ № 2527186
Ключевые слова: навык чтения, речевые разминки, младший школьный возраст.
Аннотация: в статье акцентируется значимость речевых разминок для становления навыка чтения у учащихся начальной школьной ступени. Разминки, нацеленные на расширение и упрочение речевой техники, рассматриваются как компоненты для повышения качества артикуляции и дикции, оптимизации чтения по скорости и выразительности. Подчеркивается, что регулярные речевые разминки способствуют преодолению трудностей, связанных с восприятием и произношением текста. Особое внимание уделяется взаимосвязи между развитием речевого аппарата и успешностью обучения чтению.
В современном обществе наблюдается явная тенденция к снижению интереса к чтению у молодого поколения. Этот вызов стоит перед многими странами, включая Россию, где вопросы литературного развития выходят за рамки образовательной сферы, затрагивая социальные и политические аспекты.
Развитие навыков чтения признается неотъемлемой частью формирования образованной личности и демонстрируется в качестве элемента Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Чтение рассматривается не просто как функциональная грамотность, но как основополагающий фактор в личностном развитии, помогающий обучающимся приспосабливаться в социуме, познавать и усваивать культурные ценности и, что важно, воспитывать в себе черты ответственного, активного и компетентного гражданина [4].
Чтение имеет ценность для решения стратегических задач образовательного процесса: от обеспечения исторической связи между поколениями до поддержания и развития национальной культуры. Оно способствует всестороннему развитию личности, а также способствует навыкам самообучения, критично необходимым для построения успешной жизни в мире непрерывного образования [4].
Заинтересованность в процессе обучения чтению младших школьников имеет давнюю историю, и основное направление в этой области был достигнут в результате работ многих ученых и специалистов. Исследования, проведенные в 30-50-х годах XX века, сыграли важную роль в понимании формирования и развития чтения как навыка. Основные этапы обучения чтению были выявлены благодаря теоретическим и эмпирическим исследованиям, которые также помогли установить различия между чтением вслух – практикуемым для развития флуэнтности и корректности произношения, и чтением про себя – предпочтительным для развития понимания текста и углубленного чтения. Русские и зарубежные ученые также занимались классификацией ошибок, которые дети делают в процессе обучения чтению. Ошибки могли быть связаны с неверным декодированием букв и звуков, со сложностями понимания смысла слов и предложений или с недостатками в беглости и плавности чтения.
Понимание психологической природы этих ошибок имеет большое значение для разработки методов обучения чтению, которые учитывают индивидуальные особенности детских стратегий освоения данного навыка. Эти знания используются для адаптации учебных программ и методик, обеспечивающих более глубокое и качественное овладение чтением, а также для помощи тем детям, у кого возникают трудности с этим процессом.
Ряд ведущих русских и советских педагогов и психологов, включая Л. А. Мосунову, К. Д. Ушинского, А. Г. Асмолова, М. П. Воюшину, Л. С. Выготского и М. Р. Львова, внесли значимый вклад в изучение процесса обучения чтению [1].
В педагогике термин «навык чтения» характеризуется как автоматизированное умение по озвучиванию напечатанного текста. В данном случае текст определяется правильностью (плавностью чтения с отсутствием ошибок); беглостью (скоростью чтения); осознанностью (пониманием фактического содержания текста и замысла автора) и выразительностью (соблюдением интонации при чтении).
Первые два качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения [1].
Читательская компетентность включает не только автоматическое декодирование текста, но и глубокое осмысление и размышление над воспринятой информацией, что в совокупности ведет к формированию собственного взгляда на прочитанный материал.
В рамках этой компетентности различают два взаимосвязанных аспекта:
технический аспект чтения, который включает: выбор соответствующего метода чтения; регулирование скорости чтения в зависимости от задачи и сложности текста; точность чтения, исключающая искажение напечатанного материала. Смысловое содержание чтения, определяющееся через: экспрессивное восприятие текста; понимание смысла и идей прочитанного.
Среди разнообразных средств формирования навыка чтения у младших школьников, наиболее эффективным в настоящее время выделяются речевые разминки.
Речевые разминки – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста [3].
Речевые разминки – это различные упражнения на произношение, развитие словарного запаса, памяти, внимания и фонематического слуха, предназначенные для детей младшего школьного возраста. Они направлены на активизацию мыслительной и речевой деятельности ребенка перед уроками, в ходе подготовки к чтению или как самостоятельные занятия на развитие речи [3].
К основным аспектам использования речевых разминок в процессе овладения навыками чтения, по мнению А. А. Гречихина, относят:
Использование речевых разминок на уроках в начальной школе для формирования навыка чтения предполагает три взаимосвязных этапа. Первый этап предполагает применение дыхательных упражнений.
Простейшими элементами данной подготовки служат упражнения, направленные на обеспечение контроля над дыханием: обучение осуществляется через глубокие и тщательно регулируемые вдохи, последующие кратковременные паузы для удержания воздуха, и медленные, осознанные выдохи. Подобные речевые разминки предоставляют возможность синхронизировать свое дыхание с темпом чтения и устраняет проблему одышки во время взаимодействия с текстом. Например:
Речевая разминка «Сдуваем пылинки». Вытянуть руку вперед и сдуть с кончика пальцев воображаемую пылинку: глубокий медленный вдох носом и выдох ртом узкой струёй;на одном выдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести «пять», потом «шесть» (и так до 10) звуков: ф-ф-ф-ф-ф (или в-ф-в-ф-в-ф).
Речевая разминка «Кто дольше пропоет». По команде дети начинают тянуть гласный звук на одном дыхании.
Предполагаются и другие дыхательные упражнения, например, прочитать стихотворение на одном дыхании и так далее.
Для учащихся младших классов предпочтительно внедрять дыхательные упражнения в игровой форме. К примеру, речевая разминка «Надуй шарик» предполагает надувание живота при вдохе таким образом, будто он становится похожим на воздушный шар. С другой стороны, «Задуй свечу» ориентирован на плавный выдох и тренировку контроля над уровнем выдыхаемого воздуха. Усложняются речевые разминки выполнением заданий по чтению коротких текстовых сегментов на одном выдохе, с постепенным удлинением строк, что способствует дальнейшему развитию и закреплению умений рационального использования дыхания в процессе чтения.
На втором этапе при обучении навыку чтения ставится акцент на развитие артикуляционного аппарата. Здесь можно использовать так называемые «слоговички» – разминки, способствующие предотвратить ошибки при чтении. Так, младшим школьникам предлагается в быстром темпе, четко прочитать слоги: «Гра гре гри гро гру гры гра вче вчу стра ство стро взре вдру вдры взба взбе».
Речевые разминки для артикуляции, такие как «Улыбка», «Трубочка», «Чашечка» и «Лопатка», помогают тренировать губы и язык, что важно для четкого и правильного произношения.
К примеру, «Чашечка» – это упражнение, при котором язык располагается широко и плотно прижимается к верхнему небу, что способствует укреплению двигательных функций языка, важных для артикуляции определенных звуков. «Лопатка» же требует широкого и расслабленного расположения языка, что полезно для повышения точности и скорости речи [2].
Каждое упражнение должно выполняться с осознанным контролем и на полную амплитуду движения, чтобы обеспечить максимальную эффективность тренировки. Кроме того, важным аспектом в этом направлении является проведение массажа языка, губ и щек. Такие разминки улучшают циркуляцию крови в органах речи и способствует снятию мышечного напряжения, повышая общую артикуляционную готовность к длительной речевой активности.
После освоения базовых артикуляционных упражнений рекомендуется переходить к чистоговоркам и скороговоркам. Такие разминки фокусируются на систематической отработке артикуляционной техники и на автоматизации процесса произношения сложных фонетических сочетаний. Например:
«Са – са – са – на нос села мне оса.
Су – су – су – мы поймали стрекозу» и так далее.
Особенно важно не упускать из внимания точность произносимых звуков при чтении. Рекомендуется начинать чтение с медленного темпа, акцентируя внимание на каждом звуке, и постепенно ускоряться, сохраняя при этом четкость и правильность артикуляции.
Заключительный этап речевой разминки при овладении навыком чтения предлагает чтение текстов различной эмоциональной насыщенности. Подбор текстов должен соответствовать возрасту и уровню языкового развития учащегося. Чтение стихов, сказок и коротких рассказов вслух не только способствует усилению выразительности речи, пониманию текста.
Таким образом, внедрение речевых разминок в образовательный процесс младших школьников является эффективным средством при совершенствовании навыка чтения. Регулярное применение речевых разминок способствует не только повышению качества чтения, но и объективно положительно влияет на всестороннее развитие личности учащегося.
Литература: