Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста: тематический педагогический совет

Несмачных Марина Анатольевна
Шевченко Виктория Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", Кемеровская область, Прокопьевский МО
Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", Кемеровская область, Прокопьевский МО

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Несмачных М.А., Шевченко В.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста: тематический педагогический совет // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 31.05.2025).

Заказ № 2525842


  

Повестка педагогического совета

 Доклад «Функциональная грамотность в современном образовании: сущность, понятие, структурные компоненты»

  1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  2. Презентация «Проект РППС в группе для развития функциональной грамотности дошкольников»
  3. Подведение итогов педсовета

Оборудование: волчок с игровым полем, песочные часы, черный ящик, крышка от кастрюли, монета «1 рубль», деревянная ложка, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Педагогический совет ведет старший воспитатель. В подготовке и проведении интеллектуальной игры помогают специалисты детского сада (музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования). Совместно разрабатываются вопросы, подбирается практический материал, оформляется мультимедийная презентация. Вопросы и правильные ответы высвечиваются на слайдах мультимедийной презентации.

 

Ход педагогического совета

 

1. Доклад «Функциональная грамотность в современном образовании: сущность, понятие, структурные компоненты»

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
  • возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. ФОП ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей». В ФОП ДО говорится о том, что содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Для достижения детьми максимальных результатов необходимы:

  • высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,
  • организация и совершенствование предметно- развивающей среды
  • грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

Работа над формированием функционально грамотного дошкольника показывает, что это длительный учебно-воспитательный процесс, в рамках которого дети становятся самостоятельными, приобретают необходимые качества, знания, навыки и учатся применять их на практике.

2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Уважаемые педагоги, сегодня предлагаю принять участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Команда воспитателей играет против команды специалистов. Вспомните правила проведения интеллектуальной игры: крутим барабан, заслушиваем вопрос. На выдвижение правильного ответа у вас есть 30 секунд.

Вопросы:

1 вопрос

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» Иоганн Генрих Песталоцци

Как вы понимаете эту цитату? Как эта цитата связана с формированием функциональной грамотности дошкольников?

 2 Вопрос

Составьте словосочетания, которые определяют содержание работы по определенному виду функциональной грамотности. Как вы считаете, к какому виду функциональной грамотности относятся данные словосочетания? (читательская)

 3 вопрос

Как вы думаете, какая технология изображена на слайде? (корректурная таблица). Какой вид функциональной грамотности можно формировать с помощью этой технологии? Ваши варианты ответа. (естественно-научная грамотность)

 4 вопрос

Кто с детских лет занимается ….. (математикой), тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич).

Внимательно прочитайте цитату, вставьте пропущенное слово. Как вы считаете, о каком виде функциональной грамотности идет речь? (математическая)

 5 вопрос

Найдите закономерность и продолжите ряд. К какому виду функциональной грамотности относится данный вопрос? (математическая)

 Ответ:

Фигура 2 (она из 4 спичек).

 6 вопрос

Вопрос: Общая стоимость фруктов по вертикали и горизонтали указана в таблице. Найдите цену клубники. К какому виду функциональной грамотности относится данный вопрос?

 Ответ:

Решение
6 - 3 - 2 = 1 (апельсин – 5, киви -3)

8-5-2=1 (апельсин -5, персик -2)

 7 вопрос   

В какой русской народной сказке говориться о нелёгком пути хлебобулочного изделия от производителя до потребителя? (Колобок) На развитие какого вида функциональной грамотности направлена данная сказка? (Финансовая)

 8 вопрос

Герой какой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину стать богатым? (Кот в сапогах) На развитие какого вида функциональной грамотности направлена данная сказка? (Финансовая)

 9 вопрос

В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка) На развитие какого вида функциональной грамотности направлена данная сказка? (Финансовая)

 10 вопрос

Черный ящик

На стол игрокам ставится кастрюля (без крышки)

Вопрос: «Представьте себе, что эта кастрюля – самая большая в мире. В неё поместятся не только щи и каша, но и всё на свете: столы, стулья, дома, трамваи, города и даже все планеты. Но, всё-таки есть один предмет, который никогда не поместится в эту кастрюлю. Что за предмет в чёрном ящике?» (крышка от кастрюли)

К какому виду функциональной грамотности относится данный вопрос? (естественно-научная грамотность)

11 вопрос

Черный ящик

В древности это было предметом быта, а иногда и предметом воспитания. Сейчас этим восхищаются, пользуются для развития различных видов функциональной грамотности, а также творческих способностей детей. Как называется этот предмет (деревянная ложка).

К какому виду функциональной грамотности относится данный вопрос? (все)

12 вопрос

Черный ящик

Какое понятие финансовой грамотности увековечено в нескольких городах России? (рубль)

К какому виду функциональной грамотности относится данный вопрос? (финасовая)

1 рубль увековечен не только в истории, но и в монументальных сооружениях. Памятники этой денежной единице, установленные в Димитровграде, Томске, Волгограде, Сыктывкаре, Славянске-на-Кубани, Ульяновске считаются местными достопримечательностями.

А вот эстонцы, порывая с советским прошлым, в буквальном смысле его похоронили, установив ему надгробие.

Далее подводиться итог игры.

3 . Презентация «Проект РППС в группе для развития функциональной грамотности дошкольников» (домашнее задание).

Воспитатели каждой возрастной группы представляют свой проект РППС в группе.

4. Подведение итогов педсовета.

Выдвижение решения педагогического совета.