Свойства воздуха: конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Панченко Татьяна Николаевна

Воспитатель, МБДОУ "ДС № 6", Краснодарский край, Староминский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Панченко Т.Н. Свойства воздуха: конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 31.05.2025).

Заказ № 2524666


  

Цель: создание условий для развития у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

  1. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
  2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
  3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Здравствуйте ребята! (я жду вас на коврике) Меня зовут Татьяна Николаевна, я очень рада нашей встрече.

Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. Предлагаю вам встать в круг

Вот собрался наш кружок

Улыбнись скорей дружок

Рука другу - рука другу

Передай привет по кругу.

- Ребят, а вы знаете, сколько человек может прожить без еды (а на само деле без еды человек может прожить до двух месяцев)?

(ответы детей)

- А без воды? (3-5-7, в редких случаях 8 дней)

(ответы детей)

- А без воздуха? (не больше 5 минут)

(ответы детей)

- Ребята, вдохните воздух носом. Какой у него запах? (Без запаха)

- Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха.

- А теперь вдохните воздух ртом, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса)

Совершенно верно, чистый воздух − без вкуса и запаха.

- А догадаетесь ли вы, что я принесла вам в секретной коробке? Для этого по-честному закройте глаза и приготовьтесь вдохнуть воздух. Запах чего вы чувствуете?

- (ответы детей)

- Совершенно верно

Услышать запах апельсина вам помогло движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи.

Как вы думаете, мы можем услышать воздух?

- ответы детей

(посвистеть в свисток)

- Что вы слышите? (ответы детей)

- Издаваемый свист – это звук воздуха.

-Я предлагаю вам попробовать услышать воздух при помощи пакетов. Возьмите по одному пакету за два уголочка и сильно подуйте на них. Слышите?

Воздух можно услышать при помощи разных предметов.

- А теперь попробуем поймать воздух (дети ловят руками воздух).Получается?

- Я предлагаю вам поймать его с помощью пакетов. Я возьму себе вот этот (воспитатель подходит к столу и берет пакет себе, дети следуют его примеру).

- Теперь нам нужно открыть пакет и сделать вот такое движение и завязать пакет. Если кому-то нужна помощь – обращайтесь. (Делают движение сверху-вниз или слева-направо и резко закрывают руками пакет).

Что произошло с пакетами?

- Ответы детей (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.) (если у кого-то пакет лопнул - задать вопрос, почему же так получилось?)

- У всех получилось поймать воздух? Опишите его, какой он?

(Прозрачный, невидимый, бесцветный)

– реакция на высказывания – совершенно верно, отлично, здорово, как верно ты заметил

- Воздух не имеет формы, но он принимает форму того предмета, в котором он находится.

- А вы когда-нибудь рисовали воздухом?

Если да – замечательно, тогда тебе сегодня будет совсем легко

Если нет – попробуем? Я знаю один увлекательный способ.

- Для этого нам понадобятся краски гуашевые, широкие кисти, бумага и вода.

- Ребята, я совсем не знаю, где у вас находятся материалы для творчества. Вы мне поможете?.. Маша и Вова наберите пожалуйста воды в непроливайки.

-Отлично! Спасибо за помощь!

- Имя 1-2 ребенка - будете ответственными за кисти?

- Благодарю!

- Кто раздаст бумагу?

- А (имя) принесешь нам краски гуашевые?

- А я пока расставлю тарелки, для чего, вы потом увидите сами.

- Друзья мои, приглашаю всех в нашу творческую лабораторию. Сейчас вы увидите, какие замечательные рисунки получаются с помощью пакета с воздухом.

- Нам понадобится один из уголков пакета. На уголок мы нанесем краску любого понравившегося вам цвета (в это время делаешь сама и комментируешь).

- Окрашенным уголком ставим отпечаток на лист бумаги. Смотрите, какая красота у нас получается.

- Можно на один уголок, нанести несколько цветов и тогда получатся разноцветные отпечатки.

- На что они похожи?

- Мои отпечатки напоминают мне бутоны роз, я дорисую стебель с листьями, и у меня получится красивый букет.

- А во что превратите свои отпечатки вы?

- отлично, прекрасно, замечательно.

Ребята, узнали ли вы сегодня, что-то новое для себя?

А что вам больше всего понравилось? Запомнилось?

 

Литература:

  1. Бякина М.В. Исследовательский проект для детей старшего возраста «Воздух вокруг нас» / Арт-талант. Дата публикации: 14.02.2019. URL: https://www.art-talant.org (дата обращения: 10.05.2025).
  2. Яковлева О.А. Интегрированное занятие «Свойства воздуха» / Инфоурок: образовательный маркетплейс. Дата публикации: 31.03.2022. URL: https://infourok.ru/integrirovannoe-zanyatie-svojstva-vozduha-6041209.html (дата обращения: 10.05.2025).