Панченко Татьяна Николаевна
Воспитатель, МБДОУ "ДС № 6", Краснодарский край, Староминский район
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Панченко Т.Н. Свойства воздуха: конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 31.05.2025).
Заказ № 2524666
Цель: создание условий для развития у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Здравствуйте ребята! (я жду вас на коврике) Меня зовут Татьяна Николаевна, я очень рада нашей встрече.
Я хочу поделиться с вами своим хорошим настроением. Предлагаю вам встать в круг
Вот собрался наш кружок
Улыбнись скорей дружок
Рука другу - рука другу
Передай привет по кругу.
- Ребят, а вы знаете, сколько человек может прожить без еды (а на само деле без еды человек может прожить до двух месяцев)?
(ответы детей)
- А без воды? (3-5-7, в редких случаях 8 дней)
(ответы детей)
- А без воздуха? (не больше 5 минут)
(ответы детей)
- Ребята, вдохните воздух носом. Какой у него запах? (Без запаха)
- Верно, если воздух чистый, он не имеет запаха.
- А теперь вдохните воздух ртом, лизните его. Какого он вкуса? (Без вкуса)
Совершенно верно, чистый воздух − без вкуса и запаха.
- А догадаетесь ли вы, что я принесла вам в секретной коробке? Для этого по-честному закройте глаза и приготовьтесь вдохнуть воздух. Запах чего вы чувствуете?
- (ответы детей)
- Совершенно верно
Услышать запах апельсина вам помогло движение воздуха. Воздух сам не имеет запаха, но, двигаясь, может переносить запахи.
Как вы думаете, мы можем услышать воздух?
- ответы детей
(посвистеть в свисток)
- Что вы слышите? (ответы детей)
- Издаваемый свист – это звук воздуха.
-Я предлагаю вам попробовать услышать воздух при помощи пакетов. Возьмите по одному пакету за два уголочка и сильно подуйте на них. Слышите?
Воздух можно услышать при помощи разных предметов.
- А теперь попробуем поймать воздух (дети ловят руками воздух).Получается?
- Я предлагаю вам поймать его с помощью пакетов. Я возьму себе вот этот (воспитатель подходит к столу и берет пакет себе, дети следуют его примеру).
- Теперь нам нужно открыть пакет и сделать вот такое движение и завязать пакет. Если кому-то нужна помощь – обращайтесь. (Делают движение сверху-вниз или слева-направо и резко закрывают руками пакет).
- Что произошло с пакетами?
- Ответы детей (Они надулись, стали выпуклыми, упругими.) (если у кого-то пакет лопнул - задать вопрос, почему же так получилось?)
- У всех получилось поймать воздух? Опишите его, какой он?
(Прозрачный, невидимый, бесцветный)
– реакция на высказывания – совершенно верно, отлично, здорово, как верно ты заметил
- Воздух не имеет формы, но он принимает форму того предмета, в котором он находится.
- А вы когда-нибудь рисовали воздухом?
Если да – замечательно, тогда тебе сегодня будет совсем легко
Если нет – попробуем? Я знаю один увлекательный способ.
- Для этого нам понадобятся краски гуашевые, широкие кисти, бумага и вода.
- Ребята, я совсем не знаю, где у вас находятся материалы для творчества. Вы мне поможете?.. Маша и Вова наберите пожалуйста воды в непроливайки.
-Отлично! Спасибо за помощь!
- Имя 1-2 ребенка - будете ответственными за кисти?
- Благодарю!
- Кто раздаст бумагу?
- А (имя) принесешь нам краски гуашевые?
- А я пока расставлю тарелки, для чего, вы потом увидите сами.
- Друзья мои, приглашаю всех в нашу творческую лабораторию. Сейчас вы увидите, какие замечательные рисунки получаются с помощью пакета с воздухом.
- Нам понадобится один из уголков пакета. На уголок мы нанесем краску любого понравившегося вам цвета (в это время делаешь сама и комментируешь).
- Окрашенным уголком ставим отпечаток на лист бумаги. Смотрите, какая красота у нас получается.
- Можно на один уголок, нанести несколько цветов и тогда получатся разноцветные отпечатки.
- На что они похожи?
- Мои отпечатки напоминают мне бутоны роз, я дорисую стебель с листьями, и у меня получится красивый букет.
- А во что превратите свои отпечатки вы?
- отлично, прекрасно, замечательно.
Ребята, узнали ли вы сегодня, что-то новое для себя?
А что вам больше всего понравилось? Запомнилось?
Литература: