Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [с]» в слогах, словах с использованием кинезиологических упражнений

Усманова Эльвира Альфисовна

Учитель-логопед, МБДОУ "Куркачинский детский сад "Ласточка", Республика Татарстан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Усманова Э.А. Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [с]» в слогах, словах с использованием кинезиологических упражнений // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 20.06.2025).

Заказ № 2522163


  

Цель: закрепить произношение звука «С» в слогах и словах.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • повышение мотивации к занятиям;
  • формирование умения быстро переключаться;
  • повышение концентрации внимания, логики;
  • улучшение зрительно-моторной координации (нейроковрики);
  • синхронизация работы полушарий головного мозга.

Задачи коррекционно-образовательные

  • продолжать работу над развитием внимания, памяти;
  • развивать фонематический слух;
  • развитие крупной и артикуляционной моторики;
  • автоматизация звука «С» в слогах, словах.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость, терпение при выполнении заданий.

Оборудование:

  • Нейроковрики с последовательностями простых движений руками и ногами;
  • Нейродорожки для пальцев рук, клавесы, массажные мячи, слова картинки на звук С, монитор.

 

Ход занятия

Начало с приветствия «Ручки, ручки, ножки, ножки»

Логопед:

1. Организационный момент.

Мы с вами сегодня отправимся на прогулку в весенний день и на протяжении всей прогулки нас будет сопровождать какой-то звук.

Упражнение для слухового восприятия звука «С».

Ребята, сейчас я расскажу вам скороговорки, а вы послушайте внимательно и постарайтесь определить – какой звук в ней встречается чаще других.

  • «У Сони и Сани

В сетях сом с усами» Н. Новоторцева

  • «У Сони –посылка, в ней бусы и косынка» Е. Алифанова

Дети:

Звук «С»

Логопед:

Верно, звук «С». Этот звук мы с вами научились произносить правильно.

2. Акустико-артикуляционный образ звука «С».

Логопед: Что губки делают, когда вы произносите звук «С»

Дети: Губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная.

Логопед: Ребята, кто хочет рассказать про звук «С»

Дети: Звук «С» - согласный, глухой, твердый.

Согласный – потому что мы его не можем петь, нам мешают язычок и зубки.

Глухой – потому, что горлышко не поет.

3. Артикуляционная гимнастика:

Логопед:

А теперь нам пора выполнить гимнастику для язычка.

Давайте вместе произнесем волшебные слова и отхлопаем их ритм.

Мы расселись по порядку, 

Дружно делаем зарядку, (тоже самое)

Не ногами, не руками, (+машем головой отрицание)

А своими язычками. (+ машем головой согласие)

Дети произносят слова и хлопают на сильные доли во фразе.

Дети выполняют артикуляционные упражнения с массажными мячами под музыку

  • Чередование «Заборчик-слоник»
  • Чистим зубы
  • Горка
  • Часики
  • Качели

4. «НейроДорожки»+клавесы

Логопед: Ребята, а сейчас посмотрите рядом с вами лежат нейродорожкии и клавесы.

Дети ведут клавесамилинии одновременно по двум дорожкам на распечатанной карточке. Предварительно (на предыдущих занятиях) дети учились проводить по подобным линиям последовательно каждой рукой, а потом вести двумя руками одновременно.

Вести дорожку нужно от круглых точек, то есть сверху вниз.

Делать упражнение нужно медленно, контролируя четкость его выполнения. Одновременно с движением пальцами необходимо произносить изолированно звук СССС

5. Упражнение «Чистоговорки» (песенка) с показом движений руками

Са-са-са- это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-Со –Со – она крутит колесо

Логопед: Хорошо мы с вами пропели. А теперь идем дальше

6. Ходьба по нейроковрикам с кинезиодвижениями с проговариванием слов на звук С

Для упражнения используется нейроковрики, лежащие на полу. Начинаем упражнения с исходной позиции у начала коврика, дети сначала проходят по имитированной канатной нейродорожке, затем на последнем коврике прыгает, отталкиваясь двумя ногами, показывает кинезиодвижения руками и проговаривают слова, лежащие на нем, произносят четко звук С в словах и предлагается (посчитать 1,2,5., либо разделить слова на слоги). Молодцы, вы справились и с этим заданием. Идем дальше.

7. Обзор картины «Весенний день»

Детям предлагается обратить внимание на экран и ответить на вопросы «Кто? Что делает?»

Логопед: Посмотрите, какой замечательный день. Расскажите пожалуйста «Кто, что делает здесь?» и в каких словах встречается звук С?

Ответы детей. Слова: ласточки, собака, снег, подснежники, лестница, инструменты, солнце, скворечник.

8. «Кинезиопесенка «Что манит птицу»

Логопед посмотрев на часы, обращает внимание детей на то, что пора им возвращаться в детский сад с прогулки. И предлагает детям спеть веселую песенку «Что манит птицу» с кинезиодвижениями рук.

9. Итоги занятия.

Логопед: Наше прогулка подошла к концу. Мы вернулись в наш любимый детский сад: прогулялись, поиграли, попрыгали. Какой звук мы закрепили? Чем мы занимались на «прогулке»? Что вам больше всего понравилось?

 

Литература:

  1. Азова Е.А., Чернова О.О. Логопедическая тетрадь «Учим звуки С, СЬ»: логопедическая тетрадь.
  2. Дмитриева В.Г. 1000 скороговорок для развития речи. М.: АСТ, 2015.
  3. Перепелятникова Н.Н. Кинезиологические упражнения при автоматизации и дифференциации звуков в чистоговорках. СПб.: Детство-пресс, 2022.
  4. Текст песни «Что манит птицу?» / Всяко Разное. URL: https://www.chitalnya.ru/work/3846458/ (дата обращения: 12.05.2025).
  5. Христофорова С.В. Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «Ш» с использованием кинезиологических упражнений» (на примере старшей группы 5-6 лет) / Дошкольник.РФ. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения: 12.05.2025).