Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Бережная Елена Васильевна
Везирова Раиса Жабировна
Медведева Елена Анатольевна

Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", с. Дмитриевка, Ракитянский р-н, Белгородская область
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", с. Дмитриевка, Ракитянский р-н, Белгородская область
Воспитатель, Детский сад в структуре МОУ "Дмитриевская СОШ", с. Дмитриевка, Ракитянский р-н, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бережная Е.В., Везирова Р.Ж., Медведева Е.А. Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 31.05.2025).

Заказ № 2518744


  

Изобразительное искусство играет важную роль в общем и психическом развитии ребёнка. Чаще всего дети охотно рисуют, но характерным признаком рисунков большинства детей является схематичность изображения, обусловленная недостаточным общим развитием детей, ограниченностью их представлений об окружающей действительности. Техника выполнения рисунков однотипна, в них преобладает линейность изображения. Дети не передают объемности, реальных пропорций предметов, размещения их в пространстве, пользуются «открытым» цветом, то есть чистой краской, которая воспроизводит лишь цвет вместо конкретного оттенка. Некоторые дети не знают названий цветов, ограничиваясь лишь основными цветами.

Вместе с тем рисунки детей дошкольного возраста отмечаются выразительностью. Взрослых это радует и одновременно удивляет, поскольку ребенок еще не владеет тем, что принято называть изобразительной грамотой. Но отсутствие опыта, изобразительной грамоты не вредит детскому рисунку, его выразительности и искренности.

Дети видят мир своеобразно, процесс создания детского рисунка немыслим без помощи воображения. Дети отражают в своих рисунках не только действительность, но и сказочные образы. Выразительность образов детских рисунков давно стала предметом исследования психологов и педагогов. Изобразительная деятельность ребенка не может не стать предметом наблюдения взрослых − тех специалистов, которые берут на себя обязанность развивать и обучать детей. Ребенок растет, развивается, поэтому и выразительность его рисунков следует рассматривать в развитии. Педагог не должен быть лишь наблюдателем детского творчества.

Рисовать дети начинают раньше, чем читать. В дошкольном возрасте они знакомятся с графическими возможностями закрепления информации на плоскости. Дети учатся наблюдать, выделять отдельные предметы из окружения, сопоставлять их с другими предметами, знакомятся с приемами воплощения образов в доступной их возрасту художественной форме [1, с. 46].

Дети младшего дошкольного возраста легко овладевают элементарными умениями работать карандашом и кистью. Осваивая традиционные техники рисования, дети учатся держать кисть и карандаш тремя пальцами, проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. На занятиях по рисованию развивается чувство ритма, которое представляет собой чередование, повторение через определённый промежуток различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Для развития чувства ритма у дошкольников используют, например, задания в которых нужно изображать простые предметы, рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их [2, c. 50].

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и оригинальность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало занятия, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей задачи, возможность выбора и еще много других факторов − вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия. Важно каждый раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы.

Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание творчески развиваться. Т. С. Комарова отмечает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, как вид художественно-творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением (дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик − вот так и тому подобное)» [3, с. 73].

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточки), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что положено изображать.

Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать цвета будущего творения, а не ждать готового решения.

Одним из способов избавиться от шаблонности и автоматизма в изобразительной деятельности ребенка, является применение нетрадиционных техник рисования. Это так же помогает сохранить интерес ребенка к данному виду деятельности, развить творческий потенциал, снять страх неправильного выполнения задания, избавиться от ощущения собственной беспомощности и несостоятельности, которое нередко возникает у детей при формализованном проведении занятия и работе по заданному образцу. Способствует развитию продуктивного (творческого) и активного воображения, обогащению эмоционального интеллекта ребенка.

Рисование с применением нетрадиционных способов − это увлекательный процесс, который удивляет и радует детей. Много интересных материалов можно использовать: зубные щетки, поролон, пробки, пенопласт, нитки и многое другое. Необычные материалы и оригинальные подходы интересны детям тем, что в процессе творчества не существует запретов, они могут рисовать тем, чем захотят, и как им нравится, даже создавая свои уникальные техники.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В работе с дошкольниками всех возрастов мы используем следующие виды нетрадиционного рисования:

1. Рисование пальчиками или ладошкой – в краску окунаются пальчики или вся ладонь, дети старшего возраста наносят краску на ладонь кисточкой. На бумагу наносятся пятна, мазки, отпечатки. Этот способ рисования дарит ребёнку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи.

2. Штампирование и точечный рисунок. Дети учатся обмакивать штамп в краску, прикладывать его к листу, прижимать, не сдвигая с поверхности и аккуратно поднимать. После дети рассматривают полученный оттиск, дорисовывают детали.

«Осенние листья», младшая разновозрастная группа

В качестве штампов мы используем ватные диски или палочки, кусочки поролона; заготовки из сырых овощей – морковь, половинки яблок и груш, картофель; листья растений – прямо на их поверхность наносится краска с помощью кисточки или путем обмакивания; бросовый материал – крышки от пластиковых бутылок, пробки.

Для создания точечных рисунков используем ватные палочки, которые окунаются в краску. Принцип нанесения рисунка такой же, как и при штампировании.

«Ягоды на кустике», младшая разновозрастная группа

3. Рисование с помощью полиэтиленовой или пищевой пленки. На лист бумаги в виде ярких пятен густыми мазками наносится краска, гуашь или акварель. Влажная пленка накладывается на краску. Поверх нее можно рисовать пальчиками или ватными палочками, смешивать краски, распределяя их по всей поверхности листа. Чтобы получить более рельефную поверхность, можно создать специальные складочки, сдвигая пленку. Когда краска подсохнет, можно снять пленку и дорисовать рисунок. Этот способ, как и рисование пальчиками дарит ребёнку тактильные ощущения и развивает мелкую моторику рук.

4. Рисование с помощью трафарета. Трафареты могут быть как внутренними – с отверстиями и прорезями, так и имеющими четко очерченные внешние границы, представленными в виде изолированных форм, например, геометрических фигур, овощей, фруктов. Метод работы с трафаретом зависит от его типа: можно обводить контур, прижимая его к бумаге и использовать тампон для окрашивания краев трафарета; также возможно обводить границы внутри формы и закрашивать сам силуэт с помощью тампона или кисти.

«Елочки», средняя разновозрастная группа

5. Пятнография. На лист бумаги наносят пятно кистью или пипеткой. Затем дети берут трубочку для коктейля и ею дуют на пятно в разные стороны или наклоняют лист бумаги в разные стороны, давая краске свободно растекаться. В процессе рисования получаем изображение, которое состоит из многих тонких линий. Дети старше 3 лет могут смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?» - такие вопросы развивают мышление и воображение.

6. Ниткография. Это техника рисования, в которой для воплощения художественного образа используются нитки. Изображение, выполненное в этой технике, получается объёмным, фактурным и кажется «живым». Для выполнения рисунка используются такие способы – пропитка ниток краской, скольжение по бумаге, выкладывание аппликации по алгоритму. Такой способ рисования используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он развивает воображение, зрительное восприятие предметов, мелкую моторику рук, моторно-зрительную координацию. Всё это помогает подготовить руку к письму.

«Подводный мир глазами ребенка», старшая разновозрастная группа

Каждое занятие по изобразительному искусству, с применением нетрадиционных техник рисования – это маленькая игра. Они позволяют детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Комбинируя различные техники рисования в одной работе, дошкольники развивают мышление и учатся самостоятельно выбирать подходящие материалы для создания выразительных образов.

Пример работы, выполненной путем комбинирования различных техник рисования – ладошкой и пальчиками, рисования пищевой пленкой и пятнографии.

Нетрадиционные методы рисования способствуют созданию атмосферы свободы и открытости, что, в свою очередь, стимулирует инициативу и самостоятельность детей, формируя у них положительное эмоциональное отношение к художественной деятельности. Использование нетрадиционных техник рисования не вызывает у детей усталости, они сохраняют высокую активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Результаты их творческой работы не могут быть оценены как плохие или хорошие, так как каждое произведение уникально и отражает индивидуальность ребёнка.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива 2020. 125 с.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 192 с.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 2010.