Касымова Татьяна Николаевна
Рудакова Александра Валентиновна
Воспитатель, МБДОУ д/с №47, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ д/с №47, г. Белгород, Белгородская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Касымова Т.Н., Рудакова А.В. Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ при эффективном использовании арт-терапии // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 20.06.2025).
Заказ № 2508177
Арт-терапия в детском саду – это метод психотерапии, основанный на использовании художественного творчества для выражения эмоций, решения проблем и развития творческих способностей детей. Этот подход способствует развитию детей в различных аспектах:
Для успешной реализации арт-терапии в детском саду необходимо создать безопасную и поддерживающую атмосферу, где дети могут свободно выражать свои идеи и чувства, не боясь критики или осуждения. Современные требования образовательной системы предполагают построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Особенно это важно для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нарушения темпов нормального психического развития могут привести в дальнейшем к стойкому отставанию в учебной деятельности [1].
Арт-терапия может стать эффективным инструментом поддержки таких детей, помогая им раскрыть свой потенциал и адаптироваться к окружающему миру Работая с детьми с ОВЗ, можно отметить, что основной проблемой этих детей является недоразвитие эмоциональной сферы, а ведь именно она является связующим звеном между мотивационными импульсами и познавательными процессами. Таким образом, арт терапия может стать эффективным инструментом для развития эмоциональной сферы детей с ОВЗ, способствуя их личностному и социальному развитию. Однако для достижения наилучших результатов важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать подходы в зависимости от их потребностей.
Специфической особенностью детей с ОВЗ является завышенный уровень эгоцентричности, отсутствие сформированной связи с окружающим миром. У таких детей, как правило, отмечаются слабо развитые, а зачастую и вовсе несформированные способности к пониманию и распознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций и состояний. Неспособные к пониманию и распознаванию дети, соответственно, не имеют и навыков адекватного, приемлемого для социума, способа выражения своих эмоций. В своей работе мы используем различные методы и подходы, чтобы исследовать эффективность арт-терапии в развитии эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [2].
На практических занятиях активно применялись арт-терапевтические сессии с детьми, включающие разнообразные виды творчества. Особое внимание уделялось рисованию (использование различных техник, таких как акварель, гуашь, пастель), лепке (из пластилина, глины, теста), коллажированию (с применением бумаги, ткани, природных материалов) и другим художественным формам. Это позволило детям выразить свои эмоции и переживания в безопасной и творческой среде.
Это помогает наблюдать за реакцией детей и собирать данные о их эмоциональном состоянии. Опрос и анкеты. Использование опросников для оценки изменений в эмоциональном состоянии детей до и после проведения арт-терапии. Это поможет включать шкалы самооценки, анкеты для родителей и педагогов.
Эти методы позволяют нам комплексно подойти к изучению темы и получить более полное представление о влиянии арт-терапии на эмоциональную сферу детей с ОВЗ. Коррекционная эффективность арт-терапии основывается на переплетении двух основных механизмов: символическом реконструировании психологически напряженной для ребенка или даже травматической ситуации через творческий потенциал и перенос модальности эмоциональных переживаний в указанной сложной ситуации [3].
По степени вовлеченности и занимаемой в работе позиции ребенка можно использовать две формы активности арт-терапии: активная и пассивная: быть потребителем готового материала или создавать его самостоятельно. Арт –терапия позволяет создать безопасную и поддерживающую среду, где дети могут свободно выражать свои чувства и переживания [4].
Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут сталкиваться с дополнительными трудностями в коммуникации и самовыражении. Внедрение арт-терапии в работу с детьми с ОВЗ может значительно обогатить их эмоциональный опыт и способствовать гармоничному развитию личности. Именно в дошкольный период закладывается понимание важности этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к окружающим людям.
Литература: