Трудовое воспитание детей раннего возраста в МАДОУ «Детский сад №12» КГО»: представление педагогического опыта

Степанова Наталья Геннадьевна

Воспитатель, МАДОУ детский сад № 12 КГО, Свердловская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Степанова Н.Г. Трудовое воспитание детей раннего возраста в МАДОУ «Детский сад №12» КГО»: представление педагогического опыта // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 11.05.2025).

Заказ № 2508687


  

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью каждого человека. В дошкольном образовательном учреждении трудовое воспитание осуществляется постоянно, начиная с поступления ребенка в детский сад.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст - благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Воспитание трудом, как один из важнейших аспектов развития личности, начинается с того момента, когда ребенок начинает наблюдать за деятельностью родителей и стремится имитировать ее. Многие дети с удовольствием делают все, что им поручают взрослые. Пусть их деятельность далека от идеала, но в этом возрасте важен процесс, а не конечный результат.

В ФОП ДОв области «Содержание образовательной деятельности сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.

Согласно ФГОС ДОпедагог может использовать следующие формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастным особенностям детей:

В раннем возрасте (1год − 3 года):

  • самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и др.).

В дошкольном возрасте (3 года – 8 лет):

  • элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).

Таким образом, в нашем детском саду трудовому воспитанию отводится большое значение. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с раннего возраста и осуществляется последовательно систематично, с учетом возрастных и гендерных особенностей.

В группе раннего возраста мы ставим перед собой следующие задачи трудового воспитания:

  1. Формировать простые трудовые действия по самообслуживанию (прием пищи (есть ложкой, пить из чашки), раздевание и одевание (снимать и одевать колготки, обувь, варежки), гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать полотенцем, пользоваться салфеткой), опрятности (пользоваться горшком))
  2. Учить выполнять простые трудовые действия с близким результатом (собрать в коробку кубики с пола, принести какую-либо игрушку и т.д.)
  3. Воспитывать интерес и желание к трудовой деятельности в форме игры.

Трудовое воспитание в нашей группе осуществляется по двум направлениям:

  • детская трудовая деятельность (включает в себя формирование навыков самообслуживания, простые трудовые действия детей);
  • знакомство с трудом взрослых и развитие интереса к нему (вместе с детьми наблюдаем во время прогулки за трудом дворника, в группе –за трудом младшего воспитателя).

Для развития трудовой деятельности в группе созданы определенные условия.

В группе оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной деятельности:

  • Центр труда (иллюстрации труда взрослых, игра «Кому что нужно», альбом «Маленькие помощники» и др.);
  • Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр) (современные сюжетно-ролевые игры, фотоальбомы по профессиям родителей, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Семья», «Магазин», «Больница», «Пожарный»);
  • Центр природы (растения 3 штуки, оборудование по уходу за растениями, предметные и сюжетные картинки, наборы открыток по сезонам, по ознакомлению детей с трудом взрослых);
  • Центр конструктивной деятельности (различные виды конструкторов, строительный материал (разнообразный), машины-игрушки, фигурки, представляющие людей и животных).

Групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, формированию трудовых навыков.

Трудовая деятельность осуществляется под четким руководством. В своей работе используем простые поручения, а также индивидуальные, подгрупповые или коллективные поручения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и поэтому самая распространенная и эффективная форма ознакомления с трудом - именно игра. В игровой форме формируем у детей навыки самообслуживания, используем при этом песенки, потешки. Ежедневно читаем детям художественную литературу о труде.

С целью формирования интереса к труду играем в сюжетно – ролевые игры «Научи куклу одеваться», «Поможем Мишке собрать игрушки», «Кукла заболела», «Магазин игрушек», «Наведем порядок в нашем доме», «Пришли гости».

В процессе работы по трудовому воспитанию используем самые разнообразные приемы:

  • наглядные –применение картинок, наглядных пособий, наблюдение за трудом взрослых, рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций;
  • словесные –рассказ воспитателя, беседы и др.
  • практические – выполнение конкретных поручений.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. С целью формирования знаний родителей в вопросах трудового воспитания детей раннего возраста было проведено анкетирование, выявившее следующую проблему –большинство родителей предпочитают выполнять трудовые действия за детей, не давая проявлять инициативу. Это в корне формирования трудовых навыков подавляет интерес к трудовой деятельности. Для решения данной проблемы были проведены родительские собрания «Маленькие помощники»,

«Формирование навыков самообслуживания детей раннего возраста», «Трудимся в игре». Были проведены групповые и индивидуальные консультации по привитию трудовых навыков у детей данного возраста. Через буклеты родители были ознакомлены с содержанием песенок, потешок, художественного слова, используемых при формировании навыков самообслуживания. А также был проведен мастер-класс «Современные игры с детьми на кухне».

Большое внимание уделяем проектной деятельности. Проекты позволяют заинтересовать и объединить всех участников образовательного процесса по выбранной теме. А также позволяют провести большую работу по решению познавательных задач и транслировать достигнутые результаты.

В 2023 году нами был реализован проект «Воспитание в труде». Цель проекта - развитие трудовых навыков детей раннего возраста через игровую деятельность.

В ходе реализации проекта использовались формы работы –наблюдение за трудом дворника, экскурсия по детскому саду (медкабинет), уход за огородом на окне, приборка игрушек, чтение художественной литературы о труду, театрализация сказки «Репка».

Родители также стали активными участниками по реализации проекта, была проведена просветительская работа по вопросам воспитания в труде, изготовили маски для театрализации сказки «Репка», были представлены различные формы трудового воспитания в домашних условиях. В конце реализации проекта для родителей был представлен фотоотчет о проделанной работе. Считаю, что реализация данного проекта является одной из эффективных моделей социального партнерства детского сада и семьи по воспитанию в труде.

Воспитание в труде является основой гармоничного развития личности ребенка. Считаем, проведенная работа способствует формированию положительных результатов в вопросах трудового воспитания. Именно в этом процессе главную роль выполняют педагоги и родители.

В перспективе планируем продолжать воспитание в труде на основе совместной творческой деятельности.