Как в казачьей школе воспитать патриота и гражданина России XXI века?

Фостенко Ирина Леонидовна

Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 2 ст. Выселки, Краснодарский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фостенко И.Л. Как в казачьей школе воспитать патриота и гражданина России XXI века? // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 11.05.2025).

Заказ № 2507726


  

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Патриотизм в современных условиях − это, с одной стороны, преданность, своему Отечеству, а с другой − знание исторического прошлого. Эти знания необходимы подрастающему поколению, тем, кому передается эстафета истории. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего.

В 2025 году, в год 80-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, данная тема актуальна, как никогда!

Мною, как учителем начальных классов, уже пятый раз реализуется проект «Тепло наших рук и сердец» направлен на изучение истории родного края в годы Великой Отечественной войны, ее участников-ветеранов, сбор документальных материалов. Жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней. Соприкасаясь с военной историей, школьники приобщаются к трудовому и ратному подвигу народа, учатся на героических примерах беззаветному служению Отечеству. Молодежь должна быть воспитана на позитивных примерах своих земляков, хранить память и стремиться быть достойными старшего поколения. Создание совместно одеяла для ветеранов ВОВ и «Уголка Славы» направлено на глубокое осознание и постижение великого подвига советского народа через изучение фактов жизни ветеранов-односельчан, переживших войну. Возвращение из небытия имен и судеб, пропавших без вести, увековечение имени каждого участника Великой Отечественной войны.

Цель проекта: развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников на основе формирования патриотических чувств и сознания.

Выбор темы исследования предопределен ее актуальностью и социальной значимостью.

Главными организаторами проекта являются обучающиеся 1-4 классов МАОУ СОШ № 2 ст. Выселки. Работа по проекту обозначена разноуровневым взаимодействием со структурами и социальными партнерами. Это: администрация школы, члены родительского комитета, ветераны ГСВГ в станице Выселки, школьный музей, взаимодействие в Краснодарским Союзом ветеранов ГСВГ в ЮФО, а также лично с генералом-полковником Терентьевым А.В., который является председателем Российского общества союза ветеранов ГСВГ по РФ.

В основе работы над проектом является четкое планирование и распределение обязанностей среди его участников. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.

Формы работы:

  1. Встречи с ветеранами, участниками боевых действий, казаками-наставниками
  2. Обзор книжных выставок
  3. Экскурсия в музеи по Краснодарскому краю
  4. Уроки мужества
  5. Беседы, викторины, конкурсы
  6. Благотворительные акции, проведение ярмарок в поддержку СВО
  7. Конкурсы рисунков, сочинений
  8. Тематические и виртуальные экскурсии
  9. Работа с Интернет-ресурсами
  10. Создание презентаций, видеофильмов
  11. Печать классной газеты «Память»
  12. Конкурс имени Г. Жукова
  13. Конкурс «Мой род казачий»
  14. Публикация сочинений детей «Я живу на Кубани!» в печатных изданиях РФ
  15. Бессмертный полк
  16. Диктант Победы, казачий диктант
  17. Имя Кубани. Имя класса.

Совместно с руководителем проекта составили план мероприятий с последующим распределением обязанностей и участия. На данном этапе в результате анкетирования была выявлена проблема, на решение которой было направлено дальнейшее содержание проекта.

Были проведены соцопросы, по результатам работников школы, учащихся и жителей села, группа социологов сделала следующие выводы:

  • большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники;
  • небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды.)

Итак, изучив Конституцию РФ, «Закон о ветеранах», «Программу патриотического воспитания» и другие документы мы пришли к выводу, что наши действия по реализации проекта опираются на нормативно-правовую базу и не противоречат закону. Цель патриотического воспитания − содействовать развитию у граждан в Самарской области чувства любви к своему Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Мы пришли к вывод, что в Краснодарском крае, так же, как и в Российском государстве в целом, уделяют большое внимание патриотическому воспитанию граждан, в первую очередь молодежи.

Результативностью проекта стало подтверждение выдвинутой гипотезы. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, администрации, общественности при создании нашего проекта «Тепло наших рук и сердец» и собранного материала по проекту способствовал формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров подрастающего поколения. Весь материал находится в «Уголке Славы» в свободном доступе.

Результативность реализации проекта отслеживалась через:

  • анкетирование, социологический опрос учащихся, педагогов, родительской общественности;
  • проведенных мероприятий;
  • отзывы ветеранов, педагогов, учащихся, родителей;
  • анализ документов, накопленных в период реализации проекта;
  • общее количество участников;
  • участие школьников в конкурсах, мероприятиях, акциях.

По итогам работы представлен документальный творческий отчет, включающий в себя обобщение и выводы по проделанной работе с подтверждающими материалами: сценарии, отзывы, фото, видеоматериалы и др.

Рефлексия: Работа продолжается и теперь выпускники начальной школы рассказывают о своем опыте ученикам 1-х классов нашей школы.

Фрагмент проекта:

Проводится квест-игра по станциям, на которых ребята знакомятся с историей родного края, знакомятся с людьми, которых знают не только в районе, но и в стране. Станции запланированы на весь учебный год. Каждая станция имеет свой девиз, свою эмблему.

Квест-игра по станциям:

1. Поисковая станция «Имя класса»

На классном часах родители делятся своими воспоминаниями о человеке, который работал в нашей школе и посвятил себя образованию. Это Александр Вячеславович Папаценко. Родители рассказали детям о том, какой это был человек, как относился к людям, к урокам, к Родине. Материалов о нем немного сохранилось, но благодаря нашим поискам удалось составить биографию, нам удалось восстановить годы его работы в школе и составить достижения высоких результатов, а также смогли найти небольшой архив фотографий.

2. Станция «Поможем вместе»

Встреча с нашими солдатами, которые находятся на СВО. В нашем классе есть папы, которые сейчас несут службу. На этой станции мы организовали сбор посылок и написание писем в зону СВО.

3. Станция «Ты не один!»

Акция написания писем одиноким старикам в интернат Пермской области.

4. Станция «Знай историю страны!»

Участие детей в течение года в олимпиадах, конкурсах, викторинах по военно-патриотическому воспитанию

5. Станция «Музейная»

Мы стали участниками проекта «Создадим музей». Наши экспонаты: монеты, патроны, школьный инвентарь, грампластинки, игрушки теперь находятся в школьном музее.

6. Ярмарка «В помощь СВО!»

Дети к этому мероприятию самостоятельно пекут сладости, делают своими руками поделки. В этом мероприятии большая помощь оказывается родителями обучающихся.

6. Станция «Одеяло»

Наши вязаные одеяла уже есть у нескольких ветеранов ВОВ, но не только в нашем районе.

В 2024-2025 учебном году планируем связать своими руками одеяла и передать в зону СВО.

7. Станция «Помним! Чтим! Не забудем!»

Посещение храмов на территории Выселковского района и встречи со священнослужителями.

Вывод:

Считаю, что формирование патриота начинается в начальной школе.

Все мероприятия, проводимые в школе, нравятся обучающимся, год от года количество участников увеличивается. Как результат, растет количество учеников, которые не боятся служить в армии и готовы связать свою жизнь с вооруженными войсками Российской Федерации.

Считаю, что все проводимые в школе мною мероприятия способствуют:

  • улучшению в большинстве своем дисциплины, успеваемости;
  • уменьшению воздействия вредных привычек;
  • осознанному убеждению в том, что служба в армии –это не только Конституционный долг, но и почетная обязанность
  • укреплению интернациональной дружбы
  • воспитанию дружбы;
  • улучшению коммуникабельности ребят.

Сложившаяся система военно-патриотического воспитания помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности учеников и всего педагогического коллектива школы.

Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.

При встрече с моими выпускниками, которые проходят службу в армии, приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.

Защита страны – наше кровное дело,

Здесь каждый обязан себя проявить.

Что сделали предки, отцы наши, деды,

Должны мы для наших детей сохранить.

 

Литература:

  1. Фостенко И.Л. Проект «Тепло наших рук и сердец» (из опыта работы учителя начальных классов по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения) // Педагог. URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=20393 (дата обращения: 16.04.2025).

 

 

Приложение