Кудря Елена Анатольевна
Воспитатель, ГКДОУ "Детский сад №80 г.о. Макеевка", г. Макеевка, Донецкая Народная Республика
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кудря Е.А. Роль сказки в развитии речевой компетентности детей дошкольного возраста // Совушка. 2025. №2 (40). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/40/ (дата обращения: 19.04.2025).
Заказ № 2482626
«Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи».
В.А. Сухомлинский
Согласно новым требованиям ГОСДО одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач дошкольного образования: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи развития речи включены в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Художественная литература дает прекрасные образцы литературного языка.
Ознакомление с художественной литературой является важным направлением социально-коммуникативного, речевого развития дошкольников. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии собственно речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы литературного языка.
В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития речи детей.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней занимательный сюжет, удивительные герои, а также ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Дошкольники отличаются эмоциональной отзывчивостью на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств.
Русские народные сказки, с их живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказками являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.
Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая. Но не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи. И вот здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают родители дома, которые читаются в детском саду. И не только читаются. Но еще дети учатся их пересказывать, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки сказочных историй. Воспитатели в детском саду не просто читают, а еще и беседуют о прочитанном, рисуют любимых персонажей и составляют рассказы о них, предлагают детям творческие задания по сказкам, которые также способствуют развитию речи детей. Сказки раскрывают перед детьми весь мир, создают необыкновенные образы.
Сказка является отличным средством для развития способностей к передаче эмоциональных состояний, артистизму, интонированию, восприятию различных оттенков речи.
Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста.
Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей:
Можно выявить следующие задачи развития детей через сказки:
- Образовательная: совершенствовать диалогическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с другим вариантом ответа; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
- Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками; формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
- Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки; придумывать концовки к незнакомым сказкам; развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании», - писал К.Д. Ушинский. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами.
Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь.
Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Лучше подходить к работе со сказкой не традиционно, т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано. И учить детей мыслить оригинально, не привычно, необходимо. Дети должны мыслить и по-своему воспринимать содержание, и творчески преобразовывать ход повествования сказки, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., и именно при такой работе будет оказываться непосредственное влияние на речевое развитие ребенка.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Одним словом, сказки − это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее и немного чище…
Литература: